Как мы уже сообщали, сегодня в Мурманском Центре научно-технической информации прошел семинар по теме: «Практические аспекты проведения обязательного энергетического обследования объектов бюджетной сферы».
Семинар организован ГАУ «Агентство энергетической эффективности Мурманской области», вновь образованного в составе Минэнерго и ЖКХ региона. Руководитель агентства Михаил Вахрушев представил основного докладчика по заявленной теме - Виктора Петухова (фото), коммерческого директора компании «Энергоучет», академика Международной академии общественных наук.
Как напомнил представителям организаций и предприятий разных форм собственности Виктор Геннадьевич, Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вводит новый для нашей страны экономический институт - институт энергосервиса.
«Условия заключения контракта на оказании услуг по энергосервису раскрываются в постановлении российского правительства», - отметил Виктор Петухов. Требования к условиям контракта прописаны, но, к сожалению, как отмечает Виктор Петухов, что такое энергосервис не объясняется ни одним нормативно-правовым документом. В постановление российского правительства об утверждении государственной программы по энергосбережению определены её исполнители - 6 министерств. Основное - Минэнерго РФ. Будем надеяться, отметил академик, что практика назначения нескольких исполнителей тех или иных программ не станет в нашем случае очередным подтверждением известной пословицы «у семи нянек дитя - без глазу».
В программе, где содержится 9 подпрограмм, обозначена основная цель - снижение энергоемкости ВВП на 13,5% и источники финансирования. Основными источниками финансирования подпрограмм являются внебюджетные средства. Из бюджета государства предусмотрено всего 70 млрд рублей, из региональных бюджетов - 625 млрд рублей, 9 млн рублей - из внебюджетных источников. Итого госбюджет программы 8837 млрд рублей. Еще в прошлом году на семинаре представители Минрегиона России говорили, что под эту программу предполагается выделить 2,5 трлн рублей. С лета прошлого года к концу 2010 года бюджет документа вырос в 3 с лишним раза. С одной стороны это говорит о серьезности намерений государства, с другой - по механизму привлечения внебюджетных средств больше вопросов, чем ответов. Но то, что энергосбережение не даст нужного эффекта без капитального ремонта изношенной инфраструктуры, понимают сегодня все.
Федеральный закон № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», регулирует тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, поставляемые (оказываемые) в сфере деятельности естественной монополии. Он предусматривает разработку программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры в регионах и муниципалитетах. Часть мероприятий программ комплексного развития муниципалитета/региона являются энергосберегающими или повышающими эффективность использования ТЭР, поэтому они должны входить также в программы энергосбережения муниципалитета/региона.
В ведении Минрегиона, в основном, находятся вопросы реализации программ по многоквартирным домам и их финансирования из федерального бюджета.
В перечне министерств ответственных за исполнение программы оказался и Минпромторг. Ему приходится заниматься непрофильными вопросами, например, унификацией директивы 2004/22/ЕС на средства измерения, которая в отличие от приказа № 57 Минпромторга РФ, распространяется на средства измерения, предназначенные не только для жилищно-коммунальной сферы. Поскольку специалистов в этой области в Минпромторге, по-видимому, нет, они этот документ добросовестно перевели, добавили несколько фраз, которые им показались правильными. И получился документ... очень «несъедобный». Спустя месяц после появления этих технических рекомендаций пошла волна возмущения от производителей приборов учета, которые требовали, чтобы рекомендации были исправлены.
Среди исполнителей программы по энергосбережению присутствует и Ростехнадзор (Минприроды), который должен контролировать проведение мероприятий по энергосбережению и проведение энергетических обследований.
Следующий участник программы - Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Поскольку жилищно-коммунальная сфера состоит из естественных и не вполне естественных монополий, то участие ФСТ вполне объяснимо в общей схеме реализации программы энергосбережения. Эта служба разрабатывает методические указания по регулированию тарифов. Их методики позволяют организациям ТЭК учитывать в тарифах издержки на привлечение инвестиционных средств и гарантировать инвестору доходность инвестированного капитала. В настоящее время ФСТ, разрабатывая методы расчета тарифов, выполняет функцию их сдерживания.
Продолжение следует...
16.03.11