15:1716.03.11

Минэнерго России, когда утверждало требования к энергетическому паспорту, сделало их для потребителей ресурсов, но не определило требования для продукции и технологических процессов

Минэнерго России, когда утверждало требования к энергетическому паспорту, сделало их для потребителей ресурсов, но не определило требования для продукции и технологических процессов

Мы продолжаем знакомить читателей портала с докладом Виктора Петухова, коммерческого директора компании «Энергоучет», академика Международной академии общественных наук, сделанного сегодня на семинаре в ЦНТИ об особенностях проведения энергоаудита на предприятиях разных форм собственности.
Цель энергетических обследований объектов это - получение объективных данных об объеме использования энергоресурсов, определение показателей энергетической эффективности, а их не менее 80, которые определены приказом Минэнерго. Затем - определение потенциала энергосбережения и энергетической эффективности и разработка перечня типовых и общедоступных мероприятий.
«Надо все их выудить из различных приказов и документов, - говорит Виктор Геннадьевич, - и разработать перечень необходимых мероприятий и терминов, которые не упомянуты в федеральном законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и не трактуются там никоим образом.
Первый термин - это «типовой», применимый к мероприятию, второй - «общедоступный».
Например, если мы возьмем бюджетные организации сферы здравоохранения, то понятно, что в городах есть такие типовые предприятия. Значит, термин применим к данным объектам и мероприятия по энергоудиту должны быть схожи. Например, по утеплению фасада. Все 5 или 10 объектов утепляются одинаково.
Если же мы приходим к конкретному, индивидуальному объекту, то энергоаудиторы очень часто говорят, что термин «типовой» к нему не применим. И мероприятия, которые они рекомендуют там проводить по энергосбережению, можно осуществлять только один раз. То же утепление фасада - сделали, утеплили и забыли.
Термин «общедоступность» трактуется в словаре применительно к цене. Очень странно он звучит по отношению к бюджетным организациям, поскольку их финансирует бюджет, и они сами не очень-то зарабатывают себе на жизнь. Здесь общедоступность определяется наличием денег в казне. Поэтому с этими терминами при проведении энергетического обследования нужно обращаться очень осторожно.
Обращаю внимание, что в приказах Минэкономразвития и Минрегиона вышеуказанных терминов вы не найдете. Эти министерства, когда стали составлять перечень мероприятий, видимо, поняли, что они не применимы в массовом порядке. Хотя в паспорте энергетических обследований термины опять появляются.
Энергетическому обследованию подлежат: продукция, которая влияет на потребление энергии, технологические процессы, юрлица и индивидуальные предприниматели. Минэнерго России, когда утверждало требования к энергетическому паспорту, сделало энергетический паспорт и для потребителей ресурсов. Но, к сожалению, пока не определило требования для продукции и технологических процессов.
Об особенностях. Возьмем поликлинику. Предположим, что там муниципалитет запускает программу энергетических объектов. Приходят энергоаудиторы, выясняют, что в поликлинике - комплекс зданий, и стоимость обследования получается очень высока. Главврач говорит: давайте сделаем один энергетический паспорт, а остальные десять, где гараж, склад и т.д. - потом. Но энергетический паспорт оформляется на юридическое лицо. Вопрос: как в такой ситуации поступать?
Закон дает две классификации энергетических обследований, первая - по принципу обязательности. Это юрлица, для которых энергетические обследования обязательны. Во-первых, это делается для них, когда объект построен и вводится в эксплуатацию. На данном этапе строительная организация должна привлечь энергоаудиторов, оформить энергетический паспорт, согласовав его с Ростехнадзором.
Во-вторых, для действующих организаций, где обследование еще не проводилось, проводится первичное обследование.
Вторая классификация - по срокам проведения.
Во-первых, это повторное обследование, когда первичное уже проведено, и через 5 лет проводится следующая, чтобы контролировать, как внедряется программа по энергосбережению.
Во-вторых, внеочередное обследование, когда у контролеров возникают вопросы по увеличению энергопотребления объекта, или имеются аварийные случаи.
В-третьих, локальное обследование, когда обследуется оборудование, или техпроцессы, либо здание.
В-четвертых, экспресс-обследование, это неполное обследование, предполагающее сбор и изучение документации, использование минимального набора оборудования.
В соответствии с законом обязательному обследованию подлежат: объекты органов государственной власти и местного самоуправления, организации, связанные с производством различных видов энергии - топлива, угля, электрической, тепловой, ее транспортировкой. А также организации, совокупное потребление энергии которых составляет более 10 млн рублей в год, и предприятия, которые проводят мероприятия в области энергосбережения и энергоэффективности и финансируются за счет бюджета.
261-ФЗ говорит о том, что первое энергетическое обследование должно быть проведено на предприятиях не позднее 31 декабря 2012 года.
А вообще со сроками в этом законе вообще все очень странно. Первое обследование и первичное - два разных термина. Первичное предполагает и документальное обследование и инструментальное. Это очень дорогой вид обследования».
Продолжение следует...

Поделиться: