17:2716.03.11

Что должны получить организации по результатам энергетического обследования?

Что должны получить организации по результатам энергетического обследования?

Как мы уже сообщали, что сегодня  в Мурманском Центре научно-технической информации прошёл семинар по теме: «Организация и проведение энергетических обследований (энергоаудита) объектов разных форм собственности».  На нём с докладом выступил  Виктор Петухов (фото), коммерческий директор компании «Энергоучет», академик Международной академии общественных наук.
Раньше в правилах Минтопэнерго по результатам проведения энергетического обследования говорилось, что предприятиям и организациям должен быть выдан акт о проведении данного обследовании.
«Это такой объемный документ, где должны содержаться все материалы, полученные энергоаудитором, - поясняет Виктор Геннадьевич, - их аналитика и инструментально подтвержденный энергетический баланс. Как правило, документ очень тяжелый, предполагает длительную работу, и применим только для крупных потребителей энергоресурсов. В правилах говорилось, что они необходимы только для потребителя, использующих для своих нужд более 6 тысяч тонн условного топлива в год.
261-ФЗ изменил эти правила, в этом законе говорится, что предприятиям должен быть выдан энергетический паспорт установленного образца. Там содержится информация об оснащенности объекта приборами учета, объеме используемых энергоресурсов, показателях энергоэффективности, наличии потерь энергоресурсов, потенциальном энергосбережении, проведении типовых мероприятий. Нетиповые мероприятия, почему-то, идеальную власть не интересуют, хотя это наиболее финансовый легион.
О содержании энергетическом паспорта. Там находятся сведения об объекте, приборах учете, в титульном листе содержатся данные об организации - потребителе энергетических ресурсов и т.д. Даже в минимальном варианте паспорт содержит более 50 листов. А если у юридического лица - несколько зданий, то определенные формы документов делаются на все эти здания. Если есть выделенные технологические процессы, то должны быть документы по каждому из них.
Сейчас закон не обязывает аудиторов давать отчет по проведенному энергетическому обследованию, он это оставляет на обоюдное соглашение двух сторон - предприятия и энергоаудитора.
Мы для себя определили, что отчет - обязательный документ по результатам энергетического обследования. К сожалению, за 20 лет отсутствия советской власти очень многие технические документы у организаций утеряны, поэтому большинство руководителей не знают своего хозяйства. И когда энергоудитор приходит на объект, то начинает выискивать схемы, планы и прочие техдокументы. Естественно, заказчику будет интересно эти документы, сделанные в системном виде, у себя оставить. С другой стороны - у энергоаудитора есть данные, которые он у себя структурирует, анализирует, и заказчику очень интересно заиметь эти данные для своей дальнейшей работы. Поэтому мы (компания «Энергоучет». - Авт.) для себя решили, что эта часть для заказчика - обязательна, и всегда ее у него оставляем. Это правило хорошего тона. Когда вы, заказчики, будете договариваться об энергоаудите, вписывайте это обязательство отдельной строкой в договор.
В реализации политики энергосбережения (которую мы, хотим того или нет, но будем реализовывать) я хотел бы выделить 4 элемента.
Во-первых, это административные элементы механизма. Это программы энергосбережения - региональные, муниципальные, государственная общероссийская.
Во-вторых, регулирующие элементы. Это различного рода требования по эффективности товаров, производства и услуг. Фактически - техническое регулирование. Здесь же запреты и правила по производству товаров и услуг, то есть - экономическое регулирование. Это введение разных экономических институтов, которые позволяют выполнить энергосберегающие мероприятия и привлечь под это внебюджетные средства.
В-третьих, это технологические элементы. В законе говорится об установке приборов учета массово и быстро. Но на семинаре прошлого года представители Минрегиона России четко и безальтернативно сказали: кто хочет тратить не слишком много денег на оприборивание, берите такие приборы, которые позволяют с них снять данные дистанционно. То есть, предполагается, что приборы учета все равно придется включать в дистанционную систему. Здравый смысл подсказывает, что если у юрлица - большое хозяйство, подобрать инициативного человека для ежедневного сбора данных - нереально. И качество сбора - низкое, и достоверность данных вызывает большие сомнения.
В-четвертых, информационные элементы механизма. Это то, что касается распространения информации о существующем опыте, об энергосберегающих мероприятиях, продукции, которая помогает осуществлять энергосбережение.
Каким образом это все связано с энергоаудитом?
Если мы возьмем организационные элементы, то результаты энергоаудита должны лежать в основе муниципальных и региональных программ энергосбережения. Так подсказывает здравый смысл, но действия областных министерств говорят немножко о другом. Все они, так или иначе, принимали участие в создании муниципальных и региональных программ по энергосбережению, не имея данных по энергетическому обследованию.
Результаты энергоаудита будут основой для контроля за исполнением программы по энергосбережению. Контроль станет осуществлять по двум параллельным линиям: государственное статистическое наблюдение, и создается Российским энергетическим агентством государственная информационная система «Энергоэффективность». Соответственно, все предприятия и организации будут поставлять информацию в эту систему.
Технологические элементы. Энергоаудит как раз и дает набор рекомендуемых для проведения мероприятий, и предприятия выбирают оттуда те, которые готовы выполнить. С точки зрения организационной, экономической и т.д.
Постоянный учет производства, транспорта и потребления энергоресурсов. С одной стороны предприятия и организации приборы учета ставят, что должны делать по закону. С другой - я скажу крамольную мысль. В процессе энергоаудита инструментальное обследование, которое обычно проводится с установкой приборов учета на вводе их в эксплуатацию, не имеет смысла. Поскольку это мероприятие - очень краткосрочное, как правило, они длятся неделю, некоторые просят месяц. А расчетный период, по которому будут с предприятия спрашивать за энергосбережение, - год. За такой маленький период сказать что-то за ваше предприятие, проработавшее более долгосрочный период, очень сложно. Поэтому когда мы встречаемся с руководителями предприятий, то объясняем, что если не иметь приборов учета, то нужно сделать хотя бы простейшую систему автоматизированного сбора данных. И иметь годовую статистику по этим мероприятиям. Вот только на таких энергоаудитах и можно выносить решение более-менее обоснованное.
Эффект от проведения мероприятий должен подтверждаться данными энергоаудита, поскольку по истечении очередного периода будет назначено внеочередное или повторное обследование.
Мероприятия по отношению к общему имуществу многоквартирных домов. Эти мероприятия диктует приказ Минрегионразвития. Я скажу, что вам нужно говорить энергоаудиторам для составления перечня энергосберегающих мероприятий.
В отношении систем горячего водоснабжения. Есть основные мероприятия, рекомендуемые законом, и дополнительные. Чтобы рекомендовать то или иное мероприятие, нужно провести документарное визуальное обследование и тепловизионное.
Система теплоснабжения. Тоже лучше посмотреть ее тепловизором и сделать документарное обследование. Кроме того, нужно замерить температуру наружного воздуха и параметры температуры внутри помещения. Когда энергоаудитор рекомендует какие-то мероприятия заказчику, то тот волен это делать в любой последовательности и растягивать на разный период времени. Если из всего перечня мероприятий выдернуть одно, то можно не получить того эфекта, предполагаемого энергоаудитором. Во-первых, потому что изношенность объектов очень велика. На фоне общей разрухи можно не получить ожидаемого эффекта от одного энергосберегающего мероприятия.
Стеновые конструкции. Для них Минрегион почему-то дал только дополнительные мероприятия. Это утепление подвала, чердака, ограждающей конструкции. Здесь достаточно документарного, визуального и техновизионного обследования.
Система холодного водоснабжения. Здесь достаточно документарного и визуального обследования - посмотреть, какие вентили нужно подкрутить, заменить, чтобы устранить утечки.
Следующий регулирующий элемент - энергосервис. Это новый экономический институт, который делает улучшения на объектах за счет привлеченных внебюджетных средств. И тогда энергетическое обследование делается за счет этих денег. Данная схема успешно работает в Европе, но неизвестно как станет работать в России, потому что у нас 60-70 процентов износа на объектах. Чтобы увидеть экономический эффект от этих мероприятий, нужно провести в доме капремонт, который требует немалых средств».
- Но дело в том, что рост тарифов всегда превышает экономию, которую можно реализовать, - реплика из зала
- Совершенно верно, раньше так было.
- И будет продолжаться дальше.
- Я же раньше говорил, что ФСТ специально вводит тарифы сроком на 5 лет, чтобы их рост не шел опережающими темпами.
- Пока не получается.
- Да, пока не получается. Механика долгосрочного тарифа формируется таким образом, чтобы учесть рост доходов на вложенный капитал.

Поделиться: