13:5817.03.11

Возродится или нет отечественное промысловое судостроение, зависит только от политики нашего государства

Возродится или нет отечественное промысловое судостроение, зависит только от политики нашего государства

ИА «Nord-news» уже сообщал о заседании «круглого стола» на тему: «Судостроение. Перспективы и вызовы», прошедшем в рамках международной рыбохозяйственной выставки «Море. Ресурсы. Технологии-2011». Сегодня в областном комитете рыбохозяйственного комплекса по его итогам состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие и.о. председателя Олег Заболотский (фото, справа) и заведующий отделом этого комитета Андрей Алексеев (фото, слева). Олег Николаевич еще раз коротко напомнил о содержании «круглого стола».
И.о. регионального министерства Елена Тихонова сказала, что на региональном уровне многое делается для создания привлекательного инвестиционного климата. В 2010 году Мурманской областной думой приняты законы о государственно-частном партнерстве и о господдержке инвестиционной деятельности. В их развитие подготовлены документы о налоговых льготах для инвесторов, в том числе вкладывающих средства в строительство судов. Льготы по налогу на прибыль в размере 4,5 процентов и налогу на имущество будут предоставляться рыболовецким компаниям, зарегистрированным в Мурманской области, с момента начала получения прибыли от эксплуатации судов, построенных на отечественных верфях.
Олег Заболотский отметил, что в последние годы в России и Мурманской области в частности уделяется повышенное внимание вопросам развития судостроения, строительству современных рыболовных судов. Рассказал о тенденциях старения рыбопромыслового флота региона и ее причинах, отметив при этом, что ситуация начинает изменяться. По оценке специалистов, в обновление рыбопромыслового флота нашего региона в ближайшее время будет инвестировано свыше 280 миллионов долларов США. Уже заключены соответствующие контракты флотами МТФ, «Робинзон» и «Мурмансельдь-2».
Начальник управления портов, флотов и мониторинга Росрыболовства Александр Козлов рассказал, что агентством, по поручению российского правительства подготовлен проект Стратегии развития рыбопромыслового флота до 2020 года. Затем планируется подготовить и утвердить программу по строительству рыбопромыслового флота.
В конце февраля текущего года подписано пятистороннее соглашение между администрацией Калининградской области, Федеральным агентством по рыболовству, ОАО «Гипрыбфлот», Ярославским судостроительным заводом и Внешэкономбанком о строительстве новой, высокотехнологичной судоверфи в Калининграде.
Начальник управления высказал надежду, что в перспективе интерес, проявляемый к этому проекту, выльется в заказы. Есть проблема экспертной оценки специализированными организациями (на примере ОАО «Гипрыбфлот») типовых проектов судов, предлагаемых для строительства. «Государство делает все шаги, чтобы поднять судостроение», - отметил Александр Козлов.
Ирина Мокерова, председатель Союза судоремонтных предприятий Мурманской области, отметила, что только четкое следование разработанной Стратегии позволит реально подойти к вопросам строительства судов в России. По данным совместного с норвежскими коллегами исследования положения дел в отечественном судостроении, на российских верфях имеются развитые технологии и возможности. Однако практики работы в кооперации по строительству и оснащению рыболовных судов нет. Такую кооперацию необходимо наладить. Также нужен жесткий контроль за сроками исполнения заказов.
Главная проблема в строительстве российского флота, по ее мнению, это отсутствие практики координации действий. Решить эту проблему позволит разработка финансового механизма строительства судов. Этим механизмом должно быть предусмотрено распределение ответственности и рисков между всеми участниками проекта: заказчиком, верфью, финансовыми организациями, страховщиками. Целесообразно участие в этом процессе государства.
Александр Сильченко, начальник управления поставки судов ФГУП «Судоэкспорт», отметил, что основу материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса составляет флот, который обеспечивает около 90% общего объёма вылова водных биоресурсов и на долю которого приходится более 70% общей стоимости основных производственных фондов. В условиях постепенного роста капитализации отрасли и ограниченного, на сегодняшний день, количества крупных рыбохозяйственных предприятий с большим объемом долей, можно прогнозировать, что заказы крупных и больших судов будет носить разовый характер.
На текущем этапе будут наиболее востребованы недорогие и экономичные средние морозильные траулеры и сейнеры и малые современные, экономичные суда для работы в ИЭЗ РФ и прибрежной зоне. Важнейшим вопросом является выбор приоритетных типов судов нового поколения и их необходимого количества исходя из видового состава и объемов водных биоресурсов, а также доступ к финансовым ресурсам.
В целях стимулирования обновления рыбопромыслового флота целесообразно продолжить работу, направленную на выделение в рамках федерального и регионального бюджетов средств на кредитование и лизинг судостроительных проектов.
Игорь Шелехов, генеральный директор ЗАО «ВП Финсудром», выступил с презентацией проекта новой судостроительной верфи в Калининградской области. Целью проекта является создание высокопроизводительной верфи, основанной на современных технологиях и передовых методах планирования и управления производством. Представлены плановые характеристики верфи.
Виктор Прудыус, генеральный директор ОАО «Ярославский судостроительный завод», рассказал, что его предприятие имеет опыт строительства 6 средних рыболовных судов для иностранных заказчиков. В своем выступлении сделал акцент на трех аспектах: цена, сроки, качество. Была высказана готовность строить для российских рыбаков небольшие суда, так как верфь имеет ряд ограничений, связанных с глубинами на выходе из завода.
Елена Варгина, руководитель лизингового проекта Дирекции продаж по речному и морскому транспорту ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания», отметила основные преимущества лизинга это:
- лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость, что значительно уменьшает налогооблагаемую базу по расчету налога на прибыль;
- наибольший налоговый эффект лизинга проявляется при расчете налога на имущество, так как применение ускоренной амортизации с повышающим коэффициентом до 3 существенно оптимизирует налогооблагаемую базу;
- в подавляющем большинстве лизинговых сделок приобретаемый предмет лизинга выступает единственным обеспечением.
Для сравнения: получение кредита на длительный срок требует оформления залога имущества, значительно превышающего по стоимости сумму кредита. Она примеры расчета, сравнительные данные (лизинг - кредит - разница - лизинг - кредит), из чего следует что при использовании лизинговой схемы покупки рыбопромысловых судов, компания получит экономию.
Юрий Задворный, генеральный директор ЗАО «Мурмансельдь 2» и ООО «Андромеда»,  рассказал, что его предприятием построено 3 судна, 2 из которых эксплуатирует ЗАО «Мурмансельдь 2». В настоящее время подписаны 4 контракта на строительство судов в Хорватии. Заказчиками являются: «Мурмансельдь2» - 2 судна, МТФ -1 судно, МГФ - 1 судно. Он высказал скептическое отношение к эффективности оценки проектов судов какими-либо организациями, т.к. никто не знает планируемые условия эксплуатации судов лучше судовладельцев. Дал положительную оценку строительству новой верфи в Калининграде, и если этот проект будет реализован, как планируется, то ЗАО «Мурмансельдь 2» будет одним из первых, кто разместит на ней заказ.
Юрий Васильевич предложил Росрыболовству ввести обновленную классификацию
рыболовных судов.
Василий Никитин, генеральный директор СРпС,  высказал мнение, что необходимо в кратчайшие сроки представить программу по строительству рыбопромыслового флота на рассмотрение российского правительства. Судовладельцам необходима уверенность, что построенное за границей судно в последствии не перестанут наделяется квотами на вылов биоресурсов из за их иностранного происхождения. По мере модернизации российских верфей отечественные рыбаки на них будут размещать свои заказы.
Георгий Лука представитель норвежских компаний группы «Поставщики норвежских технологий» рассказал о перспективах обеспечения современными технологиями и системами модернизации при строительстве рыболовных судов в России.
Эта группа компаний состоит из 11 норвежских предприятий, производящих современные технологии и судовые системы, обеспечивающие экономию затрат при их эксплуатации, которые готовы участвовать в программе реновации российской рыбной промышленности.
По итогам «круглого стола» высказаны пожелания Росрыболовству:

1.В кратчайшие сроки вынести на рассмотрение правительства Российской Федерации разработанную Стратегию развития рыбопромыслового флота России.
2. В разрабатываемой программе обновления флота предусмотреть меры государственной поддержки предприятий, осуществляющих строительство рыбодобывающих судов.
3.Разработать финансовый механизм строительства судов, где должно быть предусмотрено распределение ответственности и рисков между всеми участниками проекта: заказчиком, верфью, финансовыми организациями, страховщиками.
4. Установить обновленную классификацию типов судов рыбопромыслового флота.
5. На региональном уровне установить налоговые льготы для инвесторов, осуществляющих строительство судов.
6. Рабочей группе Мурманского территориального рыбохозяйственного совета по обновлению рыбопромыслового флота продолжить работу по подготовке предложений в Программу развития рыбопромыслового флота нашего региона, где бы учитывались интересы рыбодобывающих предприятий.
7. Рассмотреть возможность освобождения от таможенных пошлин при ввозе современного технологического и судового оборудования предназначенного для оснащения рыбопромысловых судов.
Отвечая на вопросы журналистов, Андрей Алексеев пояснил суть идеи поощрения рыбопромышленников, которые будут строить суда на отечественных верфях (появившейся не так давно у Росрыболовства). Это введение для них повышающего квотного коэффициента, о чем мы уже сообщали.
Как известно, квоты сейчас, согласно закону о рыболовстве, выделяются сроком на 10 лет. Следующая десятилетка начнется в 2018 году. Если рыбопромышленик построит в промежуток времени: с 2011 года - до 2018 года, на свои средства новое судно на отечественной верфи, то выловленный за это время на новострое улов будет увеличен. В 2-3-4 раза (во сколько точно, еще не решили. - Авт.), и будет присовокуплен к уже имеющейся квоте в качестве дополнительной доли. Укрупненная доля-квота будет выделена этому рыбопромышленнику на очередные 10 лет. На вопрос: за чей счет, был получен ответ, что за счет тех рыбопромышленников, которые не обновляли свой флот вообще, или обновляли, но на чужих верфях.
Если действительно будет так, то, как говорится: увы и ах. А что делать тем флотоводцам, которые не нуждаются в новостроях, потому как уже реконструировали свои суда, и те прослужат еще лет 10-15?
От автора. Что же касается возможности отечественных верфей строить промысловые суда сейчас, то это практически невозможно, потому что у нас развито только корпусное судостроение, а вся «начинка» привозится из-за границы. По практике строительства новых судов за последние 20 лет в Северо-Западном округе: за это время на верфи «Звездочка» (Архангельская область) было построено 2 среднетоннажных траулера типа «Ягры», которые не заслужили хорошей репутации в виду частых поломок. В Мурманской области на СРЗ «Нерпа» пробовали строить маломерные суда типа «Белек». Их сейчас на Северном бассейне нет, и этим все сказано. Злые языки поговаривают, что данные маломерки строили по плохо переделанному проекту малых военных катерков времен царя Гороха, которые подтаскивали торпеды к кораблям-противникам.

 

Поделиться: