08:3222.03.11

Чтобы довести систему государственных закупок до надлежащего уровня, необходим многосторонний диалог

Чтобы довести систему государственных закупок до надлежащего уровня, необходим  многосторонний диалог

На прошлой неделе комитет по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Российской Федерации провел «круглый стол» на тему «Новая редакция Федерального закона о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд», на котором рассматривались недочёты действующего закона и возможные варианты исправления этих недочётов. В работе «круглого стола» приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, Счетной палаты РФ, федеральных и региональных органов государственной власти, строители, специалисты в области государственных закупок.
Председатель комитета Мартин Шаккум отметил, что в настоящее время различными министерствами и ведомствами подготовлено несколько концепций закона о государственных и муниципальных закупках РФ. Также он сообщил, что комитет по строительству и земельным отношениям подготовил свою редакцию закона.
«Государственные закупки - одна из основных функций государства и по ее исполнению можно судить о его деятельности, - сказал Мартин Шаккум, - Однако для того, чтобы довести систему государственных закупок до надлежащего уровня, необходим многосторонний диалог. Сейчас диалог обеспечен предложениями, поступившими от Управления антимонопольной службы и министерства экономического развития Российской Федерации».
В ходе работы «круглого стола» в действующем законе были найдены значительные погрешности. Так, например, эффективность закупок оценивается не по достигнутому результату, а по формальному соблюдению регламентных процедур. Ко всем закупкам применяются универсальные процедуры, которые не учитывают особенности каждой конкретной закупки. Важной проблемой отметили тот факт, что к государственным и муниципальным закупкам имеют доступ участники, которые не могут обеспечить эффективность закупок. При формально детализированных требованиях к информационной открытости закупок на практике доступ к сведениям о размещении заказов существенно ограничен.
По мнению участников «круглого стола» настоящий закон не формирует понятия эффективной закупки и как она должна обеспечиваться. Результатом неправильно сформулированных принципов размещения заказов явилось снижение эффективности закупочной деятельности в целом.
В числе наиболее существенных недостатков действующего законодательства о размещении заказов отмечались следующие: незащищенность заказчика от недобросовестных поставщиков, подрядчиков; увеличение числа случаев заключения контрактов с недобросовестными поставщиками, прибегающими к демпингу, сговору, коррупции; ограничение критериев оценки предложений поставщиков и сведение процедуры торгов к одному критерию - цене.
Участники «круглого стола» также указывали и на то, что практически нивелирована роль важнейших для оценки качества товаров, работ и услуг критериев, не позволяющих не только осуществлять выбор оптимального по срокам, качеству и цене предложения на рынке, но и фактически исключающих заказчиков из процедуры оценки предложений.

Поделиться: