17:1023.03.11

Как только возникнут законные основания от правительства РФ, в Мурманской области будет установлен новый тариф на электроэнергию, рост которого не будет превышать 15% в среднем по региону

Как только возникнут законные основания от правительства РФ, в Мурманской области будет установлен новый тариф на электроэнергию, рост которого не будет превышать 15% в среднем по региону

Сегодня и.о. вице-губернатора Александр Черечеча рассказал журналистам о предполагаемом внесении изменений в действующие законодательные акты РФ, регулирующие рост тарифов на электрическую энергию.
«В Мурманской области и по всей стране сложилась ситуация, при которой рост стоимости электроэнергии для прочих потребителей (всех, кроме населения) превысил 15%, - констатировал Александр Васильевич. - В отличие от тех параметров, которые в конце 2010-го определяло правительство РФ в лице Минэкономразвития, - так называемые прогнозные индексы. Согласно этим индексам рост стоимости электроэнергии должен был составить от 13 до 16%, а по факту получилось по-другому». Как рассказал вице-губернатор, рост среднеотпускного тарифа на электроэнергию в 2011 году по Мурманской области к фактически сложившемуся уровню тарифов в прошлом году составит 21% в среднем, при этом максимальный показатель роста в отдельных случаях может составить и составляет сегодня 50%.
Стоимость электроэнергии складывается из нескольких составляющих: федеральные факторы (76%), на которые Мурманская область как субъект Федерации не может влиять, и региональные факторы (24%), которые устанавливает регион. К федеральным факторам относятся: цена генерации оптового рынка (64,5%), которая формируется Федеральной службой по тарифам в регулируемой части рынка, и рынком - в нерегулируемой части. А также - цена за услуги ОАО «ФСК ЕЭС» (11,5%), которую определяет ФСТ, и за содержание инфраструктуры ОРЭМ (оптового рынка электроэнергии и мощности, 0,004%). К региональным факторам относится сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков (2,8%), которая устанавливается УТР (региональным управлением по тарифному регулированию), и единые котловые тарифы, которые также устанавливаются УТР.
«Если бы мы ничего не делали и оставили региональные факторы на территории Мурманской области на уровне 2010 года, то и в этом случае рост стоимости электроэнергии составил бы более 20%, - говорит Александр Черечеча. - То есть, при всем желании на 15% регион бы никогда не вышел».
Это понимает и правительство РФ, поэтому 17 февраля в Минэнерго состоялось совещание под руководством премьер-министра страны, на котором были даны поручения: Минэнерго, ФСТ, ФАС и Минэкономразвития. Им поставлена задача: обеспечить рост стоимости электроэнергии для прочих потребителей не более 15%. Для этого необходимо поменять действующую нормативную базу. Предполагается снизить долю инвестиционных средств, которые были направлены на развитие атомной и гидроэнергетики. Дело в том, что стоимость электроэнергии, вырабатываемой атомщиками, и гидрогенерацией в части инвестиционной составляющей имеет свои особенности, и если воздействовать на инвестсоставляющую, то можно снизить стоимость электроэнергии, которая поставляется на оптовый рынок.
В отношении ОАО «ФСК ЕЭС» предлагается воспользоваться механизмом сглаживания долгосрочного регулирования, что также позволит уменьшить долю, приходящуюся на ФСК, в общем тарифе. Кроме того, планируется увеличить время долгосрочного регулирования. Сейчас оно составляет 3 года и 5 лет, и существующая норма права позволяет увеличить трехлетний период на большее количество лет, но в то же время запрещается увеличивать ранее установленный пятилетний срок. То есть, если инвестиции рассчитаны на срок 5 лет, то придется ежегодно отчислять энную сумму, если на 7 лет, то сумма, выплачиваемая каждый год, сократится, что тоже позволит уменьшить стоимость электроэнергии.
Органам исполнительной власти субъектов РФ предписывается на региональном уровне привести в соответствие стоимость сетевого тарифа и величину сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков до величин, которые бы в совокупности не превышали 15-процентный рост. ФСТ выпустила информационное письмо для руководителей органов государственной власти в области регулирования субъектов РФ, где намечен план действий и расписано, как это все будет выглядеть.
Согласно закону, тариф на электроэнергию устанавливается 1 раз в год, и в течение этого времени меняться не может. Но есть исключение из этого правила, согласно которому тариф может меняться чаще, чем 1 раз в год, в случае приведения этого тарифа в соответствие с действующим законодательством. Чтобы можно было применить это на практике, необходимо, чтобы вышло постановление правительства РФ, которое бы позволяло местным регуляторам менять тариф в течение года. Согласно информации ФСТ, такие изменения в постановление российского правительства готовятся. Эти изменения позволят уже уменьшенный тариф применить не с момента принятия этого решения, а с 1 января 2011 года, то есть, распространить его действие задним числом. Таким образом, у тех потребителей, кто платит или платил за электроэнергию по стоимости свыше 15%, будет возможность пересчитать свои затраты, которые им вернут, или затраченные средства зачтут в счет предстоящих платежей. Соответствующая работа ведется на региональном уровне, управлению по тарифному регулированию поставлена задача: выполнить предварительные расчеты. Как только будут получены законные основания от российского правительства, будет снижена вышеуказанная федеральная составляющая, по совокупности этих факторов УТР установит новый тариф на электроэнергию, рост которой не превысит 15% в среднем по региону. У кого-то рост будет больше, у кого-то меньше - это зависит от методики счета и установления тарифов по группам потребителей. Формирование этих групп зависит от уровня напряжения, под которым находится потребитель (их  четыре: высокое напряжение, среднее второе, среднее первое и низкое), и от числа часов использования заявленной мощности (ЧЧИМ).
После этих разъяснений Александр Черечеча ответил на вопросы прессы.
- В какие сроки это все произойдет?
- Срок, поставленный федеральным органам, - к маю 2011 года. Будем надеяться, что это случится вовремя.
- На кого падает самая большая нагрузка по части оплаты за электроэнергию?
- На потребителей, находящихся на низких уровнях напряжения, - это среднее второе и низкое напряжение с маленьким числом использования заявленной мощности. Они и приняли на себя основной удар. К сожалению, такая проблема стоит обособленно в Мурманской области, потому что если взять структуру потребителей региона, то львиная доля - это комбинаты, находящиеся на высоком уровне напряжения с большим ЧЧИМ. А усредненная методика расчета тарифов составлена так, что взят какой-то среднестатистический субъект РФ, где всего поровну. Методика проецируется на Мурманскую область с большим перекосом. Мы бьемся с ФСТ по этому вопросу, но безуспешно. Хотя горизонт виднеется.
- Для сельхозпроизводителей Мурманской области сколько составил рост стоимости электроэнергии?
- Точных данных у меня нет, но предполагаю, что они подросли выше относительно других потребителей, находящихся в тех же условиях. Это обусловлено тем, что в 2010 году аграрии имели льготы, с 2011 года этой льготы нет, поэтому скачок получился выше. Я всегда считал, что льготы - это палка о двух концах. Сначала ты перестраиваешь производственный процесс под одни условия, совершенно забывая о том, что чудес на свете не бывает, и когда-то придется платить. И это когда-то наступает так неожиданно, что люди не успевают сориентироваться.
- Вы сказали, что предполагается на уровне региона пересмотреть сетевую составляющую и сбытовую надбавку гарантирующих поставщиков. А насколько предполагается пересмотреть сбытовую надбавку?
- Мы это будем делать в совокупности с федеральными факторами. Наша задача, повторяю, сделать рост конечного тарифа - не более 15% в среднем. Мы сейчас не знаем, что спустят на регион федералы. Процент сбытовой надбавки в региональных факторах - всего 2,8%, то есть несущественен. Гораздо существеннее услуги сетевых организаций, хотя там резать тоже особо нечего, кроме инвестпрограммы. Ведь как формировался тариф на услуги по передаче электроэнергии на 2011 год? Мы взяли статьи затрат - по зарплате, амортизационные отчисления и т.д., проиндексировали их на коэффициенты-дефляторы, установленные Минэкономразвития, и добавили инвестиционную составляющую. Последняя была добавлена на основании инвестпрограммы, которую сетевые компании утвердили в установленном порядке. Нам нужны инвестиции, нужно строить электросетевое хозяйство с учетом развития региона, это линии электропередач, трансформаторные подстанции. Если мы не будем этого делать, за нас никто этого не сделает. В противном случае какие-то промышленно-важные объекты не будут развиваться, либо будут отрезаны от нормального электроснабжения. У сетевиков нет возможности в полной мере реализовывать свои инвестиционные программы. Если нам скажут резать их, то срежем, но не хотелось бы. Одним из изменений в федеральные нормативно-правовые акты будет возможность изменения сетевого тарифа с учетом выполнения инвестпрограммы. Это будет выглядеть примерно следующим образом. Сейчас заканчивается первый квартал. Мы в обязательном порядке проверим организации, у которых учли инвестиционную составляющую в тарифе: это филиал МРСК Северо-Запада «Колэнерго» и ОАО «Мурманская горэлектросеть». Если за это время они не реализовали свою инвестпрограмму, тогда со спокойной душой будем срезать инвестиционную составляющую. Мы не допустим такой ситуации, когда в тарифе инвестсоставляющая учтена, организации ее получают в виде платы за оказание услуг, но не реализовывают.

Поделиться: