22 марта в редакции газеты «Полярная правда» и информационного агентства «Nord-news» состоялся «круглый стол». Обсудить причины роста цен и текущее положение дел в энергетике собрались представители компании «КРЭС-Альянс», филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго», Союза промышленников и предпринимателей, Управления по тарифному регулированию Мурманской области и Мурманской областной думы.
В первую очередь, участников круглого стола волновали причины роста цен для юридических лиц на электроэнергию в регионе. Либерализация и ряд иных причин привели к значительному росту цены на электроэнергию, который для некоторых потребителей составил 30 и более процентов.
Напомним, де-юре с начала этого года цены на электроэнергию для организаций и учреждений стали свободными, фактически это далеко не так. Цена генераторов теоретически формируется под воздействием спроса и предложения, однако еще три составляющие в цене - сбытовая надбавка, сетевой тариф и инфраструктурный платеж - остаются регулируемыми. На практике же и цена генерирующих компаний не свободна.
На сегодняшний день в цене на электроэнергию доля так называемых федеральных факторов (ценообразование которых регулируется на федеральном уровне) составляет примерно 76%, тогда как на региональном уровне формируется около 24% цены. По мнению и.о. начальника УТР МО Елены Кожевниковой, на региональном уровне повлиять на снижение цены таким образом, чтобы ее рост не превысил 15%, невозможно. Что касается надбавки гарантирующего поставщика, снизить рост цен за счет нее невозможно, поскольку ее доля в цене составляет в среднем 3-4%, а в Мурманской области около 2,5%.
Представителями компании «КРЭС-Альянс», помимо очевидных причин, выделяется дополнительный фактор роста цен - прекращение субсидирования Мурманской области по программе межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Этот инструмент существовал с 2007 года и позволял сглаживать резкий рост цен на электроэнергию, выравнивая стоимость электроэнергии в Мурманской области до уровня, сложившегося в первой ценовой зоне, к которой относится наш регион, за счет субсидий из Федерального бюджета.
Еще одной причиной роста цен на протяжении нескольких лет остается сдерживание цен на электроэнергию для населения. Тариф на электроэнергию для населения остается регулируемым, и уровень его значительно ниже экономически обоснованного. Разница между затратами, которые несут все участники процесса энергоснабжения (производство, передача и реализация населению) и утвержденным тарифом для этой категории потребителей, компенсируется за счет юридических лиц. При этом фактически население все же оплачивает эту дорогую электроэнергию, покупая товары и услуги, в себестоимость которых заложена, кроме прочих затрат, и ее стоимость.
Участники «круглого стола» отметили, что в сегодняшних условиях целесообразно поставлять электроэнергию населению по фактическим ценам и адресно субсидировать отдельных потребителей.
По мнению Алексея Преснова, к подобным последствиям привели существующие в модели оптового и розничного рынков электроэнергии недостатки:
«Ситуация не устраивает ни бизнес, ни нас, поскольку я придерживаюсь позиции, что никто не должен платить больше за счёт того, что кто-то платит меньше. Надо либо всех потребителей переводить в свободную ценовую плоскость, либо давайте сделаем откат, как это принято в последнее время у представителей вышестоящей власти. Давайте вернём энергетику к тому уровню, когда государство контролировало все цены и тарифы, когда, например, компания «Колэнерго» была ещё целостной структурой. Но мы все понимаем, это будет шагом назад не только для энергетики региона, но и для экономики страны».
Среди текущих проблем, требующих скорейшего разрешения энергетиками и властью, были названы отстранение потребителей от ценообразования,  монополизм на опте и в рознице, непрозрачные механизмы продажи мощности.
Все участники круглого стола отметили, что сегодняшние условия функционирования рынка электроэнергетики однозначно приведут к новому витку неплатежей на региональном уровне, который не может не повлиять на увеличение совокупного долга на оптовом рынке электроэнергии и мощности.
Особым акцентом в дискуссии отметили и формирование тарифа региональной сетевой компании, которая с этого года должна была перейти на новый метод тарифного регулирования - так называемый RAB. Это способ тарифного регулирования позволяет заложить в тарифные решения долгосрочные инвестиционные программы и гарантировать возвратность инвестированных компанией в развитие инфраструктуры средств. В Мурманской области филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» перешел на регулирование тарифов методом долгосрочных параметров с периодом 3 года.
Безусловно, с одной стороны, переход на RAB-регулирование влечет рост цен на электроэнергию, с другой стороны, в существующих условиях такое регулирование является инструментом обеспечения возможности развития и модернизации сетевой инфраструктуры.
Серьезная дискуссия развернулась и при обсуждении закона об энергоэффективности, который, по их мнению, является законом для закона, а по сути он абсолютно пустой.
«Экономия на бытовом уровне ещё представляется реальной. Реализацию программы в этой сфере проводить нужно и несложно, - заметил Александр Лебедев. - Заниматься же энергоэффективностью на производстве крайне сложно. Это хорошо, когда есть что сокращать. Тогда стоит говорить об экономии. Но если предприятие работает эффективно и на полную мощность, сокращать расходы на потребление того или иного ресурса не может, то как экономить в этом случае? Останавливать предприятие? Сокращать мощности? Это один из камней в законе об энергоэффективности, о который уже начинают спотыкаться руководители предприятий».
Участники круглого стола сошлись во мнении, что существующая модель рынка требует серьезной доработки, в первую очередь в части изменения правил работы оптового рынка и создания механизмов влияния самих потребителей на цену. Всё это в конечном итоге должно привести к снижению цен на электроэнергию и появлению на рынке реальной конкуренции.

Поделиться: