19:0207.04.11

Компания «Норникель» имеет на Арктику большие виды

Компания «Норникель» имеет на Арктику большие виды

На прошедшей в Мурманске международной конференции «Логистика в Арктике» Алексей Тюкавин (фото 1), директор Мурманского транспортного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель», представил ее участникам обширную и интересную презентацию своей компании.
«Норильский никель» работает в Арктике достаточно давно, - констатировал Алексей Михайлович. - Очень долгое время мы пользовались услугами специализированных транспортных компаний, но потом приняли решение создавать собственную инфраструктуру в Арктическом регионе. И успешно этим занимаемся. Имея столь большой и успешный опыт, готовы предложить свои услуги другим компаниям, которые к этой работе только приступают или планируют это сделать.
«Норильский никель» производит большую линейку цветных и драгметаллов. Основные производственные площадки расположены на Таймыре (Норильский промрайон) и Кольском полуострове.
Поскольку Норильский промрайон находится вдали от всех российских сухопутных транспортных магистралей, сообщение с ним осуществляется по воде. В частности, зимой Северным морским путем через порты Мурманск и Архангельск и летом - по реке Енисей через порты Красноярск и Лесосибирск. Ежегодно компания по этим направлениям перевозит порядка 3 млн тонн грузов, из них 2 млн тонн - по реке, около 1 млн - морем.
Транспортный блок «Норникеля» представлен 3 основными комплексами. Это авиационная компания «Таймыр», которая сегодня тоже активно развивается, несколько аэропортов, которые сегодня модернизируются. Но об этом мы говорить сегодня не будем.
Два других блока - это речной и морской, в состав которого входит Заполярный транспортный филиал с портом в Дудинке, Мурманский транспортный филиал и Архангельский морской торговый порт, где мы имеем основной пакет акций.
Компания создала офис в Роттердаме для развития своих транспортных услуг. «Норникель» сегодня много закупает импортного оборудования и техники, которые поступают сначала в Роттердам, а потом в Мурманск или Дудинку. Этот офис также будет заниматься поставкой сырья с зарубежных активов компании, поскольку собственная сырьевая база не позволяет реализовать планы по развитию производства цветных металлов. Поэтому мы сегодня приступили к запуску работы с концентратами за границей. Сегодня в Мурманске стоит под разгрузкой судно, которое привезло медно-никелевый концентрат из Финляндии. Планируем также закупать металл на новом месторождении в Бразилии. Объем поставок - в районе 200 тысяч тонн концентрата в год.
Енисейское речное пароходство, помимо собственно пароходства, работающего в Красноярске, имеет в составе порты Красноярск, Лесосибирск и судостроительный завод в Красноярске. Енисейское пароходство - самое крупное транспортное предприятие в регионе, охватывает весь бассейн реки и притоки. Общая длина акватории обслуживания составляет 9,5 тыс. км. В период навигации, которая длится с мая по октябрь, пароходство перевозит свыше 3,5 млн тонн грузов, из которых грузы «Норникеля» составляют не более 30%. В последнее время Енисейское пароходство обслуживает грузы с известного месторождения «Роснефти».
В составе флота - 776 судов различного назначения - самоходные и несамоходные, сухогрузные и наливные баржи, плавучие краны и т.д. Рабочее ядро флота составляет 460 судов общим дедвейтом порядка полумиллиона тонн.
Дудинский порт, являющийся основным предприятием Заполярного транспортного филиала, расположен на реке Енисей, на расстоянии 215 км от впадения реки в Енисейский залив. Порт находится в 100 км от Норильска, соединен с этим городом, вся продукция, которая там производится, вывозится через Дудинский порт. Объем перевалки в этом порту в последнее время стабилизировался. Компания проводит его модернизацию. Порт является затопляемым в период паводка, поэтому каждый год, с начала мая, мы вынуждены заниматься перемещением всей техники на более высокий уровень, чтобы при затоплении причалов сохранить инфраструктуру, когда вода возвращается обратно. Сегодня мы поставили в порт 11 мобильных портальных кранов грузоподъемностью 65 тонн, которые значительно облегчили работу в период паводка. Обновляется парк автопогрузчиков для работы с тяжелыми контейнерами. Идет активное обновление портофлота в Дудинке, куда уже поставлен один буксир, сделан заказ еще на один.
На собственном судостроительном предприятии в Красноярске планируется построить танкер-бункеровщик и ряд других судов портового флота. Порт перерабатывает сторонние грузы, их доля пока - не очень большая, но возможности предприятия - велики. Раньше он переваливал порядка 7 млн тонн, сейчас, конечно, меньше. Мы будем предлагать свои услуги сторонним организациям.
Архангельский торговый порт был в свое время приобретен «Норильским никелем». Несмотря на то, что он - замерзающий, порт имеет в удобное местоположение. Расположен близко от центра России и Уральского региона. Мы активно используем этот порт для поставки материально-технического снабжения в Норильск и вывоза своей продукции на российский рынок. Компания работает, в основном, в одном районе порта - «Экономия», который имеет 7 причалов. Может принимать суда грузоподъемностью до 25 тысяч тонн и осадкой 9,5 метров. На причалах имеется 15 кранов грузоподъемностью до 40 тонн. Также в Архангельске, в районе «Экономии», имеется единственный на Севере России специализированный контейнерный терминал, который способен переваливать до 75 тысяч контейнеров в год. Сегодня объем перевалки порта составляет около 2 млн тонн. Грузы «Норникеля» в этом объеме составляют 20-30%. В основном, порт занимается перевалкой сторонних грузов, что позволяет держать себестоимость перевалки на достаточно низком уровне. Компания имеет планы по развитию Архангельского торгового порта, в частности обновляется парк перегрузочной техники. Сегодня в стадии разработки находится проект строительства в Архангельске собственного нефтеперевалочного терминала с объемом хранения 60 тысяч кубических метров. Терминал строится для обеспечения поставок в Норильский промышленный район нефтепродуктов и перевалки вывозимого из Норильского района газового конденсата. Кроме того, компания планирует использовать этот терминал для бункеровки собственного флота. Этот терминал будет построен в 2012 году, после чего будем предлагать его компаниям, которые занимаются поставками нефтепродуктов в арктические порты.

В Мурманске «Норникель» работает с ОАО «Мурманский торговый порт», все грузы переваливаются пока там, но, тем не менее, с 2007 года имеем проект строительства здесь собственного терминала. Терминал располагается у СРЗ МФ, состоит из двух площадок, одна из которых - так называемая, морская - имеет 2 причала. Вторая площадка расположена напротив морского вокзала, примыкает к железнодорожной станции, и будет использоваться, как припортовая станция. Две площадки планируется соединить с железной дорогой для того, чтобы грузы со станции направлять на причал и грузить. Общая площадь этих двух площадок - порядка 10 га. Они были приобретены в 2005 году, с 2010 года компания активно приступила к строительству. Сегодня мы активно реализуем первую очередь терминала с объемом перевалки порядка 700 тысяч тонн.
В первую очередь стоит задача: перевести на собственный терминал свою долю, которую переваливаем в Мурманском торговом порту. Сегодня на стадии выхода - ТЭО строительства второго терминала с инвестициями порядка 2,4 млрд рублей. Второй терминал должен переваливать порядка 1,5 млн тонн грузов. Принцип работы будет такой же, как в Архангельске: собственные грузы составят не более 30%, дальнейший объем собираемся получить, привлекая грузы сторонних организаций. Это возможно, благодаря существованию нефтегазовых проектов в Арктике. Плюс на Балтике происходят интересные события: питерские порты замерзают, перевозчики вынуждены привлекать к работе в Балтийском море даже атомные ледоколы. Те судовладельцы, которые работают сейчас через балтийские порты, начинают активно посматривать на Мурманск, где в этом отношении нет никаких проблем. Создав здесь соответствующую инфраструктуру, можно привлечь сторонних грузовладельцев. Это позволит нашей компании создать мощности для перевалки своих объемов, если они будут расти, и держать себестоимость перевалки своих грузов на достаточном приемлемом уровне.
С 2006 года мы организовали программу строительства собственного флота, уже построили 5 судов-контейнеровозов, которые полностью обеспечивают собственные поставки компании между портами Мурманск, Архангельск и Дудинка. С 2009 года начали активно осуществлять поставки своей продукции из Дудинки в Роттердам.
Наши суда, представленные как контейнеровозы, на самом деле являются многоцелевыми. Имеют 4 трюма, которые разделены горизонтальными палубами на два отсека. Последнее судно «Надежда», кроме того, оснащено кранами грузоподъемностью до 40 тонн. Они могут работать при температуре до минус 35 градусов, при этом выдерживая температуру до минус 50-ти. Активно используем эти краны при обработке судов на рейде.
Помимо основной работы, суда вынуждены обслуживать населенные пункты на реке Енисей, поскольку сообщение с ними в зимнее время практически прекращается, остается только авиация. Мы перевозим людей, доставляем грузы.
Выгрузка-погрузка грузов осуществляется в зимний период времени на неподготовленный берег, когда толщина льда достигает 30 см, мы начинаем эту работу, выгружая прямо на лед. В полярную ночь, специальными бригадами. Таким образом, получили опыт работы на необорудованном береге и хотим предложить свои услуги на направления перевозки из Мурманска и Архангельска в тот район.
Для того чтобы реализовать все возможности, компания приняла решение о модернизации своего флота. Планируем в этом году модернизировать первое судно «Норильский никель», в 2012 году - еще одно судно и в 2013-м - остальные 2. Хотим дооборудовать суда кранами, чтобы они могли работать на необорудованном берегу. Появятся вспомогательные генераторы, которые обеспечат питание кранов. Планируем увеличить контейнерную вместимость судов. Модернизация также будет производиться в соответствии с поправками в международную конвенцию, связанными с балластными водами, питанием экипажа и т.д.
Следующее направление, которое развивает компания, это нефтеналивные перевозки. При той активности, которая сегодня развивается в Арктике, оно становится актуальным.
«Норникель» развивает газоконденсатное месторождение напротив порта Дудинка. Мы строим трубопровод от месторождения к терминалу, объемы вывоза газоконденсата будут расти.
В 2010 году компания начала строить специализированный танкер, который будет иметь возможность без ледокольного сопровождения проходить в западной части СМП. Он рассчитан на перевозку 18-19 тысяч кубометров нефтепродуктов, будет иметь три сегрегации под различные виды нефтепродуктов. На танкер планируется получить заключения двух квалификационных обществ - Российского морского регистра судоходства и Ден Норске Веритас, чтобы сделать его как можно более современным, отвечающим всем требованиям.
В планах компании также - строительство контейнеровозов повышенной ледовой классности, способных проходить через двухметровую толщу льда, для доставки грузов по Севморпути в Юго-Восточную Азию».

Поделиться: