10:5708.04.11

Евгений Никора: «Мы ожидаем резкого возрастания грузопотоков по трассе Севморпути уже в ближайшие 5 лет»

Евгений Никора: «Мы ожидаем резкого возрастания грузопотоков по трассе Севморпути уже в ближайшие 5 лет»

ИА «Nord-news» продолжает знакомить читателей с информацией, прозвучавшей на вчерашней международной конференции «Логистика в Арктике», прошедшей в мурманском музее-ледоколе «Ленин».
«Мы много говорим о минерально-сырьевых ресурсах Арктики и не так часто - о водных биологических возобновляемых ресурсах, - обратился к участникам конференции Евгений Никора, спикер Мурманской областной думы. - На мой взгляд, для долгосрочной перспективы развития мировой экономики, мирового потребления - производство продуктов питания является не менее (а, возможно - и более) важной темой, чем добыча и переработка углеводородов.
Важнейшим элементом Морской стратегии России до 2020 года стало развитие транспортных коммуникаций и всей производственной структуры морской деятельности. Для транспортировки нефти, газоконденсата и сжиженного газа, рыбных ресурсов с арктических месторождений, территорий и районов промыслов планируется использовать в значительных масштабах морской транспорт с экспортом через портовый комплекс Мурманска. Даже пессимистические экспортные прогнозы морских перевозок углеводородов по Севморпути дают ориентир - от 15 до 25 млн тонн в год, включая газоконденсат с Ненецкого автономного округа. Это мы говорим о периоде до 2015 года, а если говорим о временном промежутке до 2030 года, то планка достигает 45 млн тонн углеводородов в год. Я был 2 недели назад в командировке в Нарьян-Маре (НАО) и вынес из нее, что эти оценки - даже излишне пессимистичны (мы говорим о перспективных месторождениях в Арктике, которые сейчас активно осваиваются), следует ожидать повышения прогнозных показателей.
Хочу подчеркнуть особое значение Севморпути для экономики и жизнедеятельности в Арктике и безопасности нашей страны. Если вспомнить системный общероссийский кризис 90-х годов, то он очень болезненно сказался на работе СМП. Объем перевозок по сравнению с 1987 годом снизился почти в 4 раза. К сожалению, имеются тенденции и устаревания морского флота, в том числе - ледокольного.
В Морской Доктрине России говорится о необходимости обеспечения национальных интересов нашей страны в отношении Северного морского пути, централизованном госуправлении этой транспортной системой, ледокольном обслуживании и предоставлении равноправного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе - иностранным. И российские, и зарубежные компании считают оживление транзита по СМП вполне реальным, особенно в ожидании дальнейшего изменения климата. Мы ожидаем резкого возрастания грузопотоков по трассе Севморпути уже в ближайшие 5 лет, и очень важно, чтобы российские транспортные системы были к этому готовы.
С СМП связан комплекс долгосрочных задач, поставленных правительство РФ. Это задачи по обновлению и безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота, созданию новых судов ледокольного класса для морских перевозок и специализированных судов для рыбопромыслового флота, научно-исследовательских и других специализированных флотов.
Требуется консолидация усилий и ресурсов федерального центра и субъектов РФ для развития арктического судоходства, развития морских и речных портов для осуществления северного завоза, а также создания информационных систем, обеспечивающих морскую деятельность на всем протяжении Севморпути. Учитывая это, на совместном заседании Президиума Госсовета РФ и Морской коллегии при российском правительстве 2 мая 2007 года в городе Мурманске было принято решение - разработать комплекс мер по развитию морского порта Мурманск. Основными факторами для его развития и формирования транспортных схем экспорта грузов с использованием крупнотоннажных судов дедвейтом боле 300 тысяч тонн является, прежде всего, хорошее геополитическое положение заполярной столицы. Оно обусловлено открытым выходом в Атлантику и Мировой океан, что ограничено для других портов Балтийского и Черного морей закрытыми системами проливов. К другим факторам относятся: глубокая, незамерзающая, защищенная о волнений, акватория, позволяющая принимать у причалов в Кольском заливе крупнотоннажные суда. Благоприятная ледовая обстановка, позволяющая круглогодично транспортировать грузы в Атлантику без ледокольного сопровождения. А также - близость к европейскому и американскому рынкам, возможность использования международных транспортных коридоров Транссиб, Север-Юг, Восток-Запад, Севморпуть.
Что касается возможности выхода в Атлантику без ледокольного сопровождения - сразу же могу привести пример сложной ледовой обстановки в Балтийском море в этом году, которая негативно сказалась на судоходстве в этом бассейне. Для решения возникших проблем привлекались ледоколы атомного ледокольного флота «Росатомфлота».
Еще одним положительным фактором привлекательности Мурманска является система развитых автомобильных и железных дорог, которая имеет определенные резервы. Хотя имеются и сдерживающие факторы, но, тем не менее, эту систему можно отнести к разряду развитых.
В Мурманской области высок промышленный и кадровый потенциал, что обуславливает достаточно высокий инвестиционный рейтинг региона. Немаловажным фактором является наличие мощной военной группировки, обеспечивающей национальные интересы на Арктическом шельфе и защиту морских коммуникаций, в частности. Эта военно-морская группировка будет наращиваться к краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Кроме того, необходимость развития Мурманского транспортного узла подтверждается близким расположением перспективного, разведанного месторождения нефти и газа на Арктическом шельфе, потенциалом российского экспортного угля - я думаю, в долгосрочной перспективе этот вид топлива будет все более важен для мировой экономики. Это ограничение возможности маневра экспортеров в зависимости от конъюнктуры рынка развитием портовых мощностей других бассейнов. Это и наличие свободных портовых мощностей, которые можно реконструировать и модернизировать в Мурманске, и они завязаны на соответствующие транспортные коридоры.
Если мы говорим о факторе глобального потепления, то становятся актуальными возможности использования транспортного коридора СМП - от Великобритании до Японии.
Развитие Мурманского транспортного узла - это комплексная задача стратегического развития. Однако хочу обратить внимание, что данный проект не исчерпывается перспективами модернизации МТУ, а является одним из этапов его развития.
На основе анализа различных вариантов подготовлены предложения по оптимальному составу, мощности и местоположению объектов Мурманского транспортного узла.
Проектом предусматривается в части развития морского транспорта: строительство новых и реконструкция существующих терминальных комплексов на западном и восточном берегах Кольского залива, развитие акватории порта Мурманск, портового флота, строительство экологического бункеровочного комплекса. Развитие логистической и складской инфраструктуры, в том числе - строительство дистрибьюционного логистического комплекса и соответствующего центра. Развитие железнодорожного транспорта, в том числе - строительство новой железнодорожной ветки, реконструкция путепровода Выходной-Кола-Мурманск, реконструкция дальних подходов.
Безусловно, все это нужно связать с развитие уличной дорожной сети города Мурманска».

Поделиться: