09:4111.04.11

«Рыбный союз»: почему проблемы с АЧС волнуют участников рыбного рынка

«Рыбный союз»: почему проблемы с АЧС волнуют участников рыбного рынка

Практика ликвидаций африканской чумы свиней (АЧС) устанавливает особый правовой режим на определенной территории - карантин, ограничивающий деятельность граждан и предприятий по перемещению животных и сырья животного происхождения из зоны карантина в регионы благополучные по АЧС.  Союз предприятий осуществляющих деятельность в рыбном хозяйстве и аквакультуры «Рыбный союз» проанализировал ситуацию влияния АЧС  на деятельность предприятий, осуществляющих хранение и переработку водных биологических ресурсов (ВБР).
На практике оказалось, что на сегодняшний день такой запрет приостанавливает деятельность предприятий, осуществляющих хранение и переработку ВБР, в том числе работу на складах временного хранения (СВХ), где происходит таможенное оформление продукции, ввезенной из стран благополучных по АЧС. Особым вопросом стоит запрет на перемещение при поступлении на СВХ охлажденной продукции. 
Водные биологические ресурсы, которые не контаминировали с больными животными и продукцией из них (что не может произойти априори) и не находятся в очаге АЧС, по которой введен карантин, не могут являться носителями (переносчиками) указанной болезни. 
К большому сожалению, эпизоотическая ситуация по АЧС не исключает повторения ситуации с введением карантина и ограничительных мер на всей территории России, в том числе и в приморских регионах, экономика которых существенно зависит от деятельности предприятий рыбохозяйственного комплекса. 
«Рыбный союз» дважды обращался в Россельхознадзор за разъяснениями относительно ситуации, которая произошла в Санкт - Петербурге в начале 2011 года, однако полученный ответ оказался неудовлетворительным. 
В ответе Россельхознадзор формально сослался на «Инструкцию о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней», утвержденную Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 г. 
Согласно раздела 4 указанной инструкции «Мероприятия по ликвидации африканской чумы свиней пункта 4.1.1.», предприятия по переработки рыбы, холодильники и СВХ не расположенные в очаге АЧС не могут считаться инфицированным объектом. Тот факт, что вышеперечисленные объекты находятся в первой угрожаемой зоне, отнюдь не предполагает хозяйственных связей с очагом АЧС в личном подворье. 
Во вторую угрожаемую зону попадает весь Санкт - Петербург и значительная часть Ленинградской области (включая порты, автомобильные и железнодорожные переходы на границе). 
Согласно пункта 4.1.2. в карантинированных хозяйствах, населенных пунктах, районах, областях, краях, республиках запрещают ввод и ввоз на их территорию, вывод и вывоз за ее пределы животных всех видов, в том числе птицы; заготовку в них и вывоз с их территории продуктов и сырья животного происхождения; вывоз с их территории. На все время карантина ограничивают въезд на карантинируемую территорию района, области, края (республики) и выезд людей с этой территории любым видом транспорта. 
Пункт 4.2.предусматривает Порядок передвижения людей и международного пассажирского автотранспорта через карантинированную территорию, а также непосредственно с железнодорожных и автомобильных станций, аэропортов, расположенных в этой зоне, определяет специальная комиссия по борьбе с африканской чумой свиней. 
Выполнение раздела 4 Инструкции фактически остается только в планах мероприятий по ликвидации АЧС. 
Раздел 5. «Мероприятия по недопущению распространения африканской чумы свиней пункт 5.2.10.» запрещает продажу животных всех видов, включая птицу, а также торговлю на рынках мясом и другими продуктами животноводства. Снабжение населения продуктами животноводства осуществляют через государственную торговую сеть под контролем органов ветеринарного надзора. 
Во всех этих разделах регулируется продукция животноводства, к которой нельзя относить водные биологические ресурсы. 
В то же время, международная практика, которая находит своё отражение в Кодексе здоровья наземных животных Международного эпизоотического бюро (разделы 15.1.6 и 15.1.14), не предполагает каких-либо ограничений ввоза/вывоза для любой продукции животного происхождения (включая рыбу и морепродукты), которая не была в контакте с больными животными, если это подтверждено соответствующим документом ветеринарных властей. 
Для исключения ситуаций, приводящих к необоснованным действиям, которые могут повлечь за собой значительные финансовые потери предприятий рыбохозяйственного комплекса, нарушения хозяйственных связей и логистики перевозок рыбной продукции, необходимо скорейшим образом внести изменения в действующие инструкции и привести практику их применения к международным стандартам. 
Следует отметить, что есть прецеденты разумного подхода, коими, например, является позиция комитета по ветеринарии и охране животного мира Мурманской области не только по отношению к рыбе, но и другим поднадзорным продуктам.

Поделиться: