10:3415.04.11

Веку скоростей - мобильную журналистику

Веку скоростей - мобильную журналистику

В середине апреля Институт региональной прессы, зарегистрированный в Санкт-Петербурге, организовал семинар для 19 журналистов из различных регионов Северо-Запада России, Петербурга и Ленобласти. В город на Неве съехались представители СМИ, начиная от рядовых корреспондентов, заканчивая главными редакторами печатных и электронных средств массовой информации.
Тема семинара - «Роль мобильного журналиста в СМИ», как выяснилось, заинтересовала многих. По словам бессменного директора ИРП Анны Шароградской, количество поданных заявок в 3 раза превысило заявленный ранее лимит. «Это говорит о том, что мобильная журналистика становится все более актуальной», - считает Анна Аркадьевна.
Основная ведущая семинара - директор международного проекта «Центр журналистского развития», датчанка Аннэгрете Сковбьерг (фото 2). Магистр гуманитарных наук, журналист, драматург, специалист по визуальной коммуникации она уже более 10 лет занимается повышением профессиональной квалификации журналистов датских масс-медиа. В последние 3 года Аннэгрете обучает представителей СМИ разных стран, в том числе и России, так называемой мобильной журналистике. Но прежде чем рассказать, что здесь имеется в виду, поясним другое.
Что такое ИРП?
Институт региональной прессы (ранее он назывался Российско-американский информационный пресс-центр, Национальный российский институт прессы, Институт развития прессы/Северо-Запад) образован в 1993 году. Работает с журналистами и сотрудниками СМИ, преподавателями и студентами факультетов журналистики.
В 2003 году, после смены состава учредителей, было зарегистрировано Некоммерческое партнерство «Институт региональной прессы». Согласно уставу и программе, Институт региональной прессы призван «способствовать становлению и развитию независимых СМИ в России, способных стать основой стабильного демократического общества».
Одно из главных направлений деятельности ИРП - организация и проведение семинаров для журналистов, редакторов и других сотрудников СМИ.
По мнению основателей института, семинары способствуют повышению качества работы корреспондентов, менеджмента средств массовой информации, улучшению газетного и веб-дизайна, а также - усилению роли прессы в демократическом обществе. Участники подобных мероприятий получают уникальную возможность общения и обмена опытом с коллегами, так как Институт региональной прессы имеет широкие контакты со специалистами из других регионов России и из-за рубежа.
ИРП выпускает учебные пособия для журналистов, студентов и аспирантов факультетов и школ журналистики, предоставляет им возможность для стажировок в петербургских газетах, проводит мониторинг СМИ во время выборов, дает консультации в области правозащитной деятельности.
Новость - в Интернет
«Все новости в первую очередь должны быть опубликованы во всемирной паутине, а уже потом появляться в новостийных блоках телепрограмм и газетах. Такова стратегия развития датской журналистики», - вводит в курс мобильной журналистики Аннэгрете Сковбьерг.
Время журналиста, который брал информацию по телефону, пусть даже и из первоисточника, - давно прошло, доказывает она. Не говоря уже о новостях, черпаемых из пресс-релизов органов власти и крупных и не очень производственных компаний. Чтобы читатель тебе поверил, а лучше - увидел все собственными глазами посредством фотографий и видеороликов, ты, журналист, должен находиться непосредственно на месте события. «Неважно, что это - музыкальный фестиваль или взрыв на атомной станции», - поясняет Аннэгрете.
Вот такой корреспондент и называется мобильным. При этом он не только мобилен (легок на подъем) сам, но и умеет пользоваться мобильными средствами для передачи данных, к каковым относятся ноутбук (нетбук), камера (фотоаппарат, смартфон, айфон, с помощью которых можно снимать событие на видео и выкладывать фоторяд). Для мобильных журналистов в Интернете есть ряд бесплатных программ, с помощью которых они прямо на месте события могут обрабатывать фотографии и видеоролики и сразу же выкладывать их на своем информационном портале. Все это делается для того, чтобы новость стала как можно быстрее доступна для ознакомления широкому кругу пользователей Интернета. Когда информация «горячая», она должна быть обработана с минимальным участием редактора, а в идеале - вообще быть выложена в Интернет журналистом без чьего-либо участия.
Участие в пополнении новостийной ленты информагентств могут принимать и обычные люди, которые умеют пользоваться всеми «наворотами» смартфонов и айфонов. Как правило, это молодые люди - юноши, девушки, даже подростки, которые по юности своей практически всегда мобильны, везде бывают. Другими словами - ищут приключений, поэтому, сами того не подозревая, могут оказаться в самой гуще событий. Вот тут-то и окажется кстати мобильный телефон. Случайный очевидец может разместить ролик с собственным комментарием на своей страничке в социальной сети, на своем блоге или еще где-либо, а может - предоставить его в пользование какому-либо информационному агентству.
Такие взаимно полезные контакты интернет-изданий и пользователей начинают завоевывать все большую популярность в Дании и США, куда Аннэгрете не так давно вывозила большие группы желающих обучиться мобильной журналистике. Эти курсы несколько лет подряд организовывала для преимущественно западной прессы известная американская медиакомпания «Ганнет» - после перепрофилирования ее в Информационный центр. Девизом данной компании тогда стало: «Журналистов из офисов - в поле!». Чуть позднее его переняли датские СМИ.
Аннэгрете рассказала, что полтора года назад, когда в Копенгагене проходил саммит по проблеме глобального потепления климата, группа студентов факультета журналистики создала свой сайт в Интернете и на протяжении всего этого международного мероприятия выкладывала туда фотографии, видеоролики, новости и комментарии, отражающие взгляд на проблему с самых разных точек зрения. Как выяснилось, за этот непродолжительный промежуток времени сайт студентов оказался более посещаем, нежели известные новостийные ленты, освещавшие данную экологическую тему.
Датские профи в области масс-медиа провели тестирование среди пользователей веб-сайтов и выяснили, что тех совершенно не интересуют фотоиллюстрации общего вида или архивные снимки. Например: полицейские сводки в датских Интернет-СМИ часто сопровождаются изображением спецмашины или полицейского офиса. Посетители сайтов их просто не замечают, и на вопрос: что изображено на фото к тексту, как правило, затрудняются ответить. Люди хотят видеть картинку, отражающую детали события, или же эмоции на глазах людей. Лучше, когда это не официозные, «гламурные» лица, а рядовые участники происшествия, события или же случайные его свидетели. Что называется, люди с улицы. Профессионалы в корне не приемлют какое-либо приукрашивание лиц с использованием фотошопа или других аналогичных программ.
«Лицо не должно быть искусственным, - говорит Аннэгрете. - Желательно, чтобы на нем отражались какие-то эмоции, хорошо, если это улыбка. Люди, конечно, не постоянно улыбаются. Не всегда и событие располагает к тому, но лица должны быть естественными, а не нарисованными, «глянцевыми». Это - золотое правило визуальной журналистики».
Мобильные менее мобильным - не конкуренты
Аннэгрет рассказала, что курсы мобильной журналистики, которые она в свое время проводила (да и сейчас проводит, но уже реже) в Дании, поначалу вызывали скрытый протест у тех, кто привык работать по-старинке. Раньше в основном было так: фотокорреспондент профессионально делает кадры, самые удачные из которых публикуют в печатной прессе. Пишущий журналист, не спеша, с чувством, с толком, с расстановкой, тоже - не менее качественно, пишет большую статью («кирпич», «простыню», «монументальное полотно», «эпохальное произведение» - изощрялись в наименованиях российские участники семинара). Статья - с деталями, множеством действующих лиц, фактами и комментариями. Так было всегда, но сегодня можно делать иначе.
Журналист, по всем правилам мобильной журналистики, приезжает на место события, сам делает фото, видеоролки, берет комментарии, интервью. И небольшими блоками выдает сначала на сайт, причем каждая новая «байка» (информация по данной теме), чуть позднее расширяется, пополняется новыми данными, и в каждой ставятся активные ссылки на предыдущую информацию. Затем, когда в голове все факты и комментарии выстроятся в логическую цепочку, журналист может сделать одну статью на эту тему в печатное издание этого сайта (как правило, сегодня, в кризисное для периодической печати время, практически все газеты имеют электронные версии - более полные и разнообразные, нежели их печатные собратья).
«Никто не говорит, что такая статья не может появиться и в интернет-издании, - поясняет Аннегрете, - но тогда журналист должен ее сделать более зрительно привлекательной. Сделать читабельней и смотрибельней. Например, разбить на подзаголовки, выделить главные мысли, имена действующих лиц других шрифтом, разместить рядом с информацией показательные и доказательные иллюстрации».
Так вот, возвращаясь к теме конкуренции, которой, как заверяет датский профессионал, на самом деле нет. Фотокорреспонденты в Дании поначалу жаловались, что мобильные журналисты отнимают у них «хлеб», самостоятельно занимаясь иллюстрированием своих текстов. Даже писали жалобы по этому поводу в свои профсоюзные организации. Но, как оказалось, редактора и издатели нуждаются в профессионалах фотодела и отказываться от их услуг не намерены, наоборот - настоящий профи ценится едва ли не на вес золота. А мобильная журналистика нужна для скорости подачи информации и живой демонстрационной картинки.
Большие статьи тоже необходимы, потому что люди с аналитическим складом ума, слава богу, еще не перевелись в наш сумбурный век, где многие хотят разобраться во всем и сразу, наскоком расставить все точки над I и выдать всем сестрам по серьгам, а тем, кто ходит с непроколотыми ушами, кнутом погрозить. А значит, нужны и журналисты, которые склонны и умеют делать такие публикации. Более того, как рассказала Аннегрэте, такие профессионалы, прошедшие курсы повышения квалификации (читай: курсы мобильной журналистики), теперь не менее успешно работают и в более современном интернет-стиле, сочетая в своем ремесле разные подходы к изложению и оформлению текста.
«Не всем это удается в равной степени, но все же удается - в противном случае я не вела бы сейчас курсы повышения квалификации для журналистов, - подытожила Аннегрете. - Не такое уж, получается, это и неблагодарное дело».

Поделиться: