17:3815.04.11

«Круглый стол» обнажил острые углы сферы туризма Мурманской области

«Круглый стол» обнажил острые углы сферы туризма Мурманской области

На «круглом столе», который проходил в Апатитах в Мурманском региональном инновационном бизнес-инкубаторе в рамках XII торгово-промышленной выставки «Имандра-2011», обсуждались проблемы, с которыми сегодня сталкивается туристический бизнес нашего региона.
С нотки сарказма начала свой доклад о проблемах сферы туризма директор МУ «Ловозерская межпоселенческая библиотека» посёлка Ревда София Николаева (фото 1). «Первая и очевидная проблема туристического бизнеса в регионе состоит в том, что о проблемах этой сферы экономики вам рассказывает библиотекарь, - сказала София Муратовна. - Сегодня нам важно понять, кто за этот сектор бизнеса отвечает, кто его регулирует. У Ловозерского района огромный потенциал в развитии туризма, однако никто им не занимается. Тот же проект Русской Лапландии, который собираются реализовывать: разговоров о нем очень много, но до сих пор нет ни малейшего представления о том, что это будет».
А экономист отдела потребительского рынка и услуг администрации города Мончегорска Милена Шатская  (фото 2), продолжая тему, категорично заявила, что на сегодняшний день Минэкономразвития Мурманской области, по её мнению, вообще забыло про туристический бизнес. Средства, которые выделяются на развитие туризма, для большинства остаются по какой-то причине незамеченными. Куда они деваются, не понятно, но говорить о том, что сегодня туризм в регионе активно развивается - не приходится. Эти оценки поддержала и начальник отдела по связям с общественностью, туризма, культуры и спорта администрации Терского района Ольга Анисимова, отмечая, что сегодня сказать, что туризм вошёл в стадию активного развития, как об этом заявляет министерство, нельзя.
«Прежде всего надо отметить, что сегодня на рынке туристических услуг все работают разобщённо, каждый сам за себя, при том, что у нас есть много общих проблем, которые часто не несут никакой конкурентной нагрузки, - считает Милена Шатская. - Нам необходима координация, объединение усилий в решении общих проблем, которые сами собой не решаться. Вот Министерство экономического развития создаёт совет. Всё хорошо. Но зачем же снова разделять всех на рабочие группы? Одна группа не будет знать, чем занимается другая, снова несогласованность действий. Это не приведёт к решению проблем. Необходимо действовать совместно».
Сегодня достаточно остро стоит проблема квалификации гидов и кадрового обеспечения как такового. Сегодня, чтобы быть гидом, нет необходимости получать какие-либо сертификаты соответствия и прочее. Поэтому нет инструментов для конкурирования, нет инструментов для отбора профессиональных кадров. Зачастую гиды, работающие в компаниях или индивидуально, готовы повысить свою квалификацию, чтобы получить хоть какой-то документ, удостоверяющий профессионализм этого специалиста в своей сфере, но этого просто негде сделать.
С интересным предложением выступил директор Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) при Мурманском государственном техническом  университете Игорь Нешатаев (фото 3). Он рассказал о специальности «Гид-переводчик рыболовных туров», на которую институт может подготовить сотрудников турфирм как на базе среднего профессионального, так и высшего образования с последующей выдачей диплома государственного образца, или сертификата при обучении со средним обязательным образованием. Образовательная программа по этой специальности может быть перестроена с рыболовной на любую другую специализацию. Курс составляет 500 часов. Стоимость обучения по данной специальности составляет около 30 тысяч рублей. Курс включает в себя не только теоретические занятия, посвящённые изучению специальной лексики на иностранном языке (по выбору), навыков работы с людьми и другое, но и практические, вплоть до того, чтобы научить человека рыбачить, отличать различные виды рыб и ориентироваться на местности.
Ещё одна специальность, которая может заинтересовать туристические организации, заинтересованные в повышении квалификации своих работников и сертификации их специальных навыков, это переводчик в сфере профессиональных коммуникаций. «Эта специальность может быть интересна в разрезе как нехватки языковой подготовки у сотрудников, так и в туристическом бизнесе, - отметил Игорь Георгиевич. - Будет нужен английский язык - научим английскому. Нужен немецкий - пожалуйста. Норвежский, французский, даже есть преподаватель испанского - так что милости просим. Нет необходимости набирать огромные группы. Группа в 10 человек уже будет рентабельной».
Во время дискуссии было заметно, что вопросы подготовки, переподготовки и сертификации кадров волнует представителей туристического бизнеса, поскольку каждый хочет, чтобы его работники пользовались большим спросом на полных основаниях - у них должен иметься сертификат, подтверждающий их квалификацию. Поэтому интерес к информации ИДПО был более, чем высоким у участников «круглого стола».

Поделиться: