13:3516.05.11

Компания «Русское море» планирует вложить крупные инвестиции в развитие аквакультуры на Кольском полуострове, но экономика пока «не пляшет»

Компания «Русское море» планирует вложить крупные инвестиции в развитие аквакультуры на Кольском полуострове, но экономика пока «не пляшет»

Недавно ОАО ГК «Русское море» опубликовала сведения об итогах работы за 2010 год и о выручке за I квартал 2011 года. Результаты оказались довольно слабыми: выручка осталась на том же уровне и составила 17,238 млн руб. (годом ранее - 17,317 млн рублей) Консолидированная EBITDA снизилась и составила минус 483,8 млн рублей (1,377,8 млн рублей в 2009). По итогам года «Русское море» получило убыток в размере 836,2 млн рублей, тогда как 2009 год компания завершила с прибылью 423,5 млн рублей iya.investcafe.ru
На финансовые показатели компании повлиял ряд факторов. Во-первых, в течение 2010 года сырье на мировых рынках подорожало. Цены на форель и лосося поднялись на 30% и 20% соответственно вследствие нестабильности поставок из Чили, где популяция рыбы была поражена вирусом, из-за чего большая часть лосося была уничтожена; на рост цены также повлияла аномально холодная зима в Норвегии. В то же время возросший спрос со стороны Европы, Азии и Латинской Америки подтолкнул цены вверх. Для российских потребителей компания не стала пропорционально повышать цены на продукцию из-за достаточно низкого платежеспособного спроса, да и сильная конкуренция на местном рынке дает о себе знать. 
Во-вторых, жаркое лето прошлого года повлияло на спрос, много было списано испорченного сырья и готовой продукции. В-третьих, по словам менеджмента, оказал влияние на доходы вступивший в силу с 1 февраля 2010-го закон о торговле. В нем пересмотрены основные условия сотрудничества с торговыми сетями. Почти в два раза увеличились платежи розничным сетям. Так, размер ретро-бонусов вырос до 10% за год. Кроме того, на 55,3% поднялись коммерческие расходы, которые составили 1,968 млн рублей. Столь большие затраты менеджмент объясняет ростом расходов на оплату труда и транспортировку (расширение географии поставок, рост тарифов, увеличение поставок из дальневосточного региона, которыми замещались недопоставки из Норвегии). 
По итогам I квартала рост выручки составил 15,2% - до 4 452,2 млн рублей. Компания также сообщила, что по итогам года эта тенденция продолжится. Русское море планирует в этом году увеличить выручку на 10-15% и закончить год с прибылью. На мой взгляд, это положительно скажется на стоимости акций. 
На протяжении года компания осуществляла проникновение в новые регионы, расширяла филиальную сеть и увеличивала количество торговых представителей, разнообразила ассортимент готовой продукции. Созданная компанией сеть филиалов и представительств не имеет аналогов в рыбной отрасли России, что дает ей существенное преимущество перед конкурентами. Компания стала еще активней развивать направление по собственному выращиванию рыбы. Были получены права на 9 участков в Баренцевом море и водоемах Карелии. 
Была озвучена стратегия и подписаны определенные соглашения с администрацией республики Карелия. На протяжении 2011-2015 годов Русское море планирует направить на развитие выращивания лососевых рыб в этом регионе до 5 млрд рублей. Скоро там же будет завершено строительство цеха по первичной переработке рыбы. Все это должно в перспективе дать сильные положительные результаты. 
История «Русского» моря как публичной компании началась 12 апреля 2011 года - с проведения IPO на ММВБ и РТС. Размещение прошло по нижней границе диапазона - 6 долларов за акцию. Организаторы размещения - «Ренессанс капитал» и «ВТБ Капитал» - оценивали компанию, исходя из стоимости 9,8-12,24 доллара и 8,85-10,68 доллара за акцию соответственно. Организаторы сравнивали «Русское море» с другими компаниями потребительского сектора, такими как «Синергия» и «Вимм-Билль-Данн». Аналитики считали, что инвесторы должны доплатить определенную премию, так как производство и продажи рыбы стабильно и интенсивно растут. 
Однако всё хорошее на этом закончилось. Акции компании потеряли значительную часть своей стоимости. Размещение «Русского моря» признано в профессиональном сообществе одним из худших IPO, проведенных российскими компаниями. Падение было вызвано объективными факторами. На финансовые показатели компании повлияли рост цен на сырье, жаркое лето, низкий спрос, медленные темпы роста дистрибуции и т.д. Худшее позади, ведь слишком эмоциональная реакция участников рынка кажется чрезмерной. Ощущение дна все сильнее. 
Компания сильно недооценена по P/S - в 3-5 раз по сравнению с аналогами. По итогам года ожидаемая мной прибыль поправит и P/E, и EV/EBITDA. Увеличение количества торговых точек и расширение географии продаж, развитие собственной ресурсной базы, оптимизация расходов и расширение ассортимента могут привести к росту капитализации. 

Поделиться: