11:0825.05.11

Александр Матвеев: «Невозможно «унифицировать» условия жизни северян и жителей Центральной России»

Александр  Матвеев: «Невозможно «унифицировать» условия жизни северян и жителей Центральной России»

Cостоялось расширенное заседание комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, на котором обсуждалась реализация рекомендаций, принятых по итогам парламентских слушаний и «круглых столов», проведенных комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов в 2007-2010 годах по вопросам обеспечения социальных прав граждан и модернизации социальной инфраструктуры в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Открывая заседание, председатель комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Александр Матвеев сообщил, что 2007-2010 годы было организовано 12 парламентских слушаний и «круглых столов» по вопросам социально-экономического развития северных регионов Российской Федерации. Эти вопросы выносились сенаторами на обсуждение и на выездных заседаниях комитета, поднимались во время Интернет-конференций. Особое внимание во время проведенных дискуссий уделялось особенностям реализации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях отдельных социальных прав граждан (на труд, охрану здоровья, образование, жилище, пенсионное обеспечение и т.п.), и совершенствованию всей системы социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в этом регионе.
В обсуждении приняли участие члены комитета по делам Севера и малочисленных народов - заместитель председателя СФ Юрий Воробьев, сенаторы Владимир Кулаков и Николай Львов, представители Министерства регионального развития, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства образования и науки, Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Актуальность социальных вопросов не снижается, о чем, по словам сенатора, свидетельствует и возросшее внимание федеральных органов государственной власти к данной тематике. Утверждены Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, подготовлен проект Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, в которых предусмотрены конкретные меры, направленные на развитие здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, других сфер социальной политики в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В то же время уровень и качество жизни населения большинства районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей продолжает оставаться более низким, чем в других регионах страны. Требует совершенствования законодательство о гарантиях и компенсациях этой категории граждан.
В частности, Александр Матвеев выделил проблему пенсионного обеспечения северян. Из-за того, что так называемая «северная надбавка» к пенсии не действует в случае перемены места жительства, люди вынуждены оставаться на Севере. А содержание пенсионеров на северных территориях в 5 раз выше, чем в среднем по России, отметил сенатор. Возникает вопрос, так в чем же тут выигрывает государство, сказал он.
В рекомендациях названных мероприятий, продолжил Александр Матвеев, содержатся конкретные предложения в адрес Федерального Собрания, правительства РФ, профильных федеральных министерств, органов государственной власти северных субъектов Российской Федерации по совершенствованию законодательства и осуществлению конкретных действий, необходимых для развития, усиления, обеспечения или восстановления прав и законных интересов северян.
Часть этих предложений учтена в утвержденных правительством Российской Федерации документах и принятых решениях. Так, например, реализация предложений в сфере высшего профессионального образования связана с созданием Северного (Арктического) федерального университета, Дальневосточного федерального университета и Северо-Восточного федерального университета как крупнейших научно-образовательных и инновационных центров северных регионов России. Ряд предложений вошел в Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы. В результате принятых мер несколько улучшилась ситуация на рынке труда северных субъектов Российской Федерации. Часть предложений, в том числе в сфере жилищной политики, учтена во внесенных в Государственную Думу законопроектах.
Однако, анализ положения дел и информации, представленной к заседанию Министерством регионального развития Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, показывает, что большая часть рекомендаций парламентских слушаний и «круглых столов» по вопросам обеспечения социальных прав граждан и модернизации социальной инфраструктуры в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях остается нереализованной, в том числе и предложения по совершенствованию законодательства в сфере социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в северных районах.
Как сообщил Александр Матвеев, основной причиной отклонения многих предложений называется их несоответствие законодательству. «Хотя смысл и содержание большинства из них сводится именно к совершенствованию законодательства о социальных правах северян, т.е. они изначально, по своей сути не могут совпадать с нормами действующего законодательства», - заметил сенатор. Значительная часть предложений не поддерживается потому, что они не отвечают представлениям о необходимости обеспечения в общем экономическом пространстве страны единого нормативного регулирования и унификации всех сфер нормативного регулирования независимо от социально-экономического положения и природно-климатических условий отдельных территорий. Но ведь у нас огромная страна, и ее территории существенно отличаются и по климату, и по инфраструктуре, и по качеству жизни, отметил Александр Матвеев. Невозможно «унифицировать» условия жизни северян и жителей Центральной России.
«Поэтому мы считаем, что важнейшим направлением обеспечения социальных прав населения Севера является необходимость учета в законодательстве особенностей жизнеобеспечения населения и экономической деятельности в северных районах», - подчеркнул глава комитета по делам Севера и малочисленных народов. Одной из главных задач, указал А. Матвеев, остается корректировка установленной законодательством совокупности гарантий и компенсаций северянам, модернизации социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать работу и жизнь на Севере привлекательными, а трудозатраты - оправданными с точки зрения компенсации материальных и моральных потерь человека, вызванных экстремальными природно-климатическими условиями этого региона.
Для ее достижения законодателям необходимо развивать более эффективное взаимодействие с федеральными и региональными исполнительными органами государственной власти, как при подготовке проектов рекомендаций проводимых парламентских слушаний и «круглых столов», так и на стадии их реализации, отметил сенатор. В то же время он призвал и представителей министерств и ведомств активно сотрудничать с парламентариями в совершенствовании законодательства, полностью исключить формальный подход. Александр Матвеев обратил внимание федеральных органов исполнительной власти на необходимость предоставлять соответствующим комитетам и комиссиям верхней палаты российского парламента информацию о результатах рассмотрения предложений и рекомендаций, принятых по результатам проведенных в Совете Федерации парламентских слушаний, «круглых столов» и других мероприятий, учитывать при разработке нормативных и программных документов социально-экономические, природно-климатические, демографические, этнокультурные, и инфраструктурные особенности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
По итогам заседания приняты рекомендации. В частности, правительству Российской Федерации предлагается поручить федеральным органам исполнительной власти рассмотреть ход реализации рекомендаций, принятых по итогам парламентских слушаний и «круглых столов» по вопросам социально-экономического развития северных регионов Российской Федерации, проведенных комитетом СФ по делам Севера и малочисленных народов, сообщает www.council.gov.ru.

Поделиться: