14:4827.05.11

Татьяна Поронова: «Мурманская область в СЗФО находится на первом месте по расходам и доходам на душу населения»

Татьяна Поронова: «Мурманская область в СЗФО находится на первом месте по расходам и доходам на душу населения»

Как мы уже сообщали, на сегодняшнем заседании областного правительства по исполнению регионального бюджета за 2010 год отчиталась региональный министр финансов Татьяна Поронова.
«В 2010 году была обеспечена сбалансированность бюджета, своевременная полнота выплаты заработной платы и всех социальных выплат, - говорила Татьяна Михайловна. - Политика в сфере бюджетных отношений обеспечила снижение кредиторской задолженности муниципалитетов с 700 млн в 2009 году до 200 млн рублей - в прошлом. Проведена оптимизация текущих расходов, начата работа по реконструкции бюджетной сети. Мурманская область в СЗФО находится на первом месте по расходам и доходам на душу населения. Показатели благоприятны, но мы с вами должны помнить, что в доходной части в виде дотаций есть помощь федерального бюджета, так как расходы в расходной части очень большие. Они связаны с возмещением убытков топливным организациям, что нашло свое отражение в планах регионального Министерства энергетики и ЖКХ на 2011 и 2012 годы.
Основные показатели, выполненные в 2010 году, в сравнении с 2009 годом, - в профиците. Два миллиарда 200 млн в плюс - это показатель сбалансированности бюджета. За 2010 год подросли и расходы, и доходы. Прошлый год был сложен тем, что мы пытались удержать рост расходов. Чем больше денег, тем хочется быстрее их потратить с тем, чтобы создать задел на 2011-й и 2012-й год. И вот эти 2 млрд профицита мы сегодня фактически «подъедаем»: 1 млрд рублей - в феврале 2011 года, и сейчас готовим большое изменение в бюджет, где около 1 млрд будет направлено на повышение с 1 июня и с 1 октября заработной платы бюджетникам.
Хотелось бы обратить внимание на то, что доходы областного бюджета в 2010 году росли, одновременно безвозмездные поступления шли из федерального бюджета. В прошлом году мы недополучили из федеральной казны 0,5 млрд рублей - на передачу полномочий с федерального уровня на областной. Сегодня в Минфине РФ планируется снизить дотации для ЗАТО почти на 2 млрд рублей, губернатор проводит в Москве соответствующую работу.
По-прежнему лидирующую позицию в поступлениях в региональный бюджет занимает налог на прибыль. По НДФЛ, в сравнении с 2009 годом, наш бюджет недополучил. Хороший прирост дали платежи за пользование природными ресурсами, доходы с акцизов, но последнее - не заслуга области, это произошло, благодаря изменениям, внесенным в федеральное законодательство. Для обеспечения лучших результатов по собираемости налогов работает межбюджетная комиссия в составе двух групп.
За счет регионального бюджета обеспечен рост расходов на 3%, это почти 224 млн рублей, а за счет федерального из-за недополученных средств почти на 6% расходов осуществили меньше.
По-прежнему самая большая доля расходов - это межбюджетные трансферты для муниципалитетов, из которых 60% - областные деньги и 40% муниципальные. Снижены трансферты по направлениям: национальная экономика, здравоохранение, культура, общегосударственные вопросы и охрана окружающей среды. В основном это связано с недополучением федеральных средств.
Наш бюджет по-прежнему остается социально-ориентированным. В сравнении с 2008 годом, расходов на социально-культурную сферу в 2010 году осуществлено на 2 млн 885 тысяч рублей больше. Деньги расходовались на социальные выплаты, содержание сетей, здравоохранение, физкультуру и спорт.
Финансирование здравоохранения в 2010 году, в сравнении с 2009-м, снижено почти на 30% из-за превышения расходов на областной перинатальный центр. Отдельные виды медицинской помощи были переданы в обязательное медстрахование.
В сфере образования в 2010 году впервые была введена доплата к пенсии, на что выделено 315 млн рублей. Увеличены объемы поддержки безработным гражданам, проиндексированы все социальные выплаты, увеличено финансирование на летнее оздоровление детей. Приняты в эксплуатацию 6 учреждений начального профессионального образования, организованы 3 службы сопровождения детей-сирот, готовящих потенциальных родителей к процессу усыновления и оформления опекунства.
Финансирование ЖКХ увеличено за счет поступления из федерального бюджета 1 млрд рублей на компенсацию теплоснабжающим организациям. В 2010 году снизился объем поступлений из федерального бюджета на дорожное хозяйство, по результатам конкурсов вышла экономия.
Говорить о том, что муниципалитеты у нас самостоятельны, не приходится, все живут по одной бюджетной смете. Чтобы исполнять полномочия, определенные 131-ФЗ, муниципальные образования получают субсидирование из федерального бюджета.
Большая доля расходов идет по статье «социально-значимые расходы», это обеспечение социальной сети, коммунальные услуги, связь, транспорт. Третьи по значимости расходы - заработная плата с налогами, почти 17%.
Что касается помощи местным бюджетам, то, по сравнению с 2009 годом, на 1 млрд 629 тысяч в 2010 году эта помощь была меньше по субвенциям и дотациям. В 2010 году 5% НДФЛ было передано в муниципалитеты, соответственно дотация муниципалитетам на эту сумму была уменьшена.
Программная часть бюджета в 2010 году составила 9,8%, в 2011 году - около 11%. В программах нужно прописать критерии, оценочные показатели, и мониторить, туда ли мы направляем деньги, и как они расходуются. На 2012 год ставим перед собой задачу сделать бюджет максимально программным.
Государственный долг Мурманской области на 1 января 2011 года составил 7 млрд 251 млн рублей. Гарантия области в 500 млн рублей не пригодилась, и затем после судебного решения в 2010 году мы ее откорректировали. Основная доля нашего долга - дешевые и весьма комфортные кредиты федерального бюджета.
В 2011 году мы проводим большую работу по составлению программно-целевого метода составления бюджета. Социальные министерства сейчас работают по систематизации и оптимизации бюджетной сети. До 1 января 2012 года длится переходный период по введению 83-ФЗ по совершенствованию правового положения муниципальных предприятий. Всем министерствам нужно определиться с тем, какие будут учреждения - бюджетные, автономные или казенные, чтобы рассчитать для них субсидии, разработать государственное задание. Если это техническая работа, то перезагрузка новых отраслевых управленцев к переходу от содержания сети к покупке результатов - это, пожалуй, еще сложнее, чем посчитать госзадание. Нужно будет объяснять, почему необходимо финансировать без достижения результата. В рамках программного бюджета это будет сделать непросто. Управленцам более высокого звена нужно будет научиться не только давать задание, определяющее результат деятельности того или иного учреждения, но еще и за этот результат спрашивать.
В 2012 году нам бы хотелось сделать более значимым стимулирование муниципальных образований, которые осуществляют эффективное управление. В 2011 году сумма поощрений составляет всего 100 млн рублей. Мы разработали нормативы по содержанию органов местного самоуправления для части территорий, но они не исполняются, несмотря на высокую инерционность. В то же время есть территории, которые очень активно осуществляют у себя плотное взаимодействие с налоговой инспекцией, органами УВД по собираемости налогов. Организуют совместные рейды, обмениваются базами данных в правовом поле».
По окончании доклада Татьяна Поронова ответила на вопросы, об этом мы сообщим позднее.

Поделиться: