16:3427.05.11

Александр Ведерников: «Как только мы будем понимать древовидный путь к целям, тогда соответствующими индикаторами присоединим к ним бюджетные средства»

Александр Ведерников: «Как только мы будем понимать древовидный путь к целям, тогда соответствующими индикаторами присоединим к ним бюджетные средства»

Мы уже сообщали о содержании доклада министра финансов нашего региона Татьяны Пороновой об исполнении бюджета в 2010 году, озвученного на сегодняшнем заседании правительства Мурманской области. За разъяснениями по материалу к Татьяне Михайловне в первую очередь обратился губернатор Дмитрий Дмитриенко.
- Почему получилось так, что в 2010 году нам не удалось увеличить долю программных расходов, по сравнению с непрограммными? Вы сказали, что делали анализ.
- Есть два параметра расходов: по объему программ и по их количеству. Сделать объем без уменьшения и систематизации количества невозможно. В 2010 году нами была проведена большая работа, из 83 программ сделано 25. В объеме они остались точно таком же, а по направлениям были укрупнены, что дало понимание того, каким образом осуществлять ту работу, которую делаем сегодня. В 2010 году был сделан первый шаг по укрупнению, в 2011-м и на 2012-м должны максимальное количество расходов вложить в программный бюджет.
- Федералы заменили регионам часть субсидий на 5% рост от поступлений НДФЛ, имея в виду, что муниципалитеты в этом случае получат денег больше, потому что они будут администрировать этот налог. Получилось? - продолжил вопросы губернатор.
- Нет. Поэтому в конце 2010 года в части межбюджетных отношений были возвращены нормативы в субъектовый бюджет, и пошла целевая дотация. Минфин России настроен на то, чтобы была больше величина дотаций на выравнивание бюджетов муниципалитетов. Но опыт наших коллег из регионов говорит: сколько бы дотаций не давали на выравнивание, все равно придется дотировать точечно, потому что слишком разноплановая территория. Например, не сравнить бюджет Мурманска и Териберки. Поэтому какие-то вопросы, связанные с выполнением отдельных полномочий, все равно требуют концентрации ресурсов на отдельное, сформулированное направление. Дотации у нас носят больше целевой характер. Решение о возвращении в 2010 году нормативов на уровень области как раз и было принято в связи с проведенным анализом. Он говорит о том, что обращения муниципалитетов не уменьшились. Все-таки работа с НДФЛ на нашей территории подразумевает работу с крупнейшими предприятиями и оборонным комплексом. Уровня муниципалитетов недостаточно, чтобы проговаривать параметры на высоком уровне. НДФЛ - самый прогнозируемый налог, потому что на больших предприятиях не предвидится изменение численности.
- Предполагали, что в муниципалитетах лучше знают, кто получает зарплату в конвертах. Исходя из этого, было принято решение о передаче 5% НДФЛ в муниципальные образования, - продолжал допытываться глава региона.
- Муниципалитеты будут заниматься темой малого и среднего бизнеса. Но у нас доля крупнейших налогоплательщиков в налоговой составляющей значительно больше.
- Татьяна Михайловна, вы достаточно много сделали для повышения степени прозрачности муниципальных бюджетов, - включился спикер регионального парламента Евгений Никора. - За 2010 год и прошедшие месяцы уже определены лучшие муниципалитеты по степени прозрачности? И что делать с отстающими, каким образом их стимулировать? Может, наказывать или учить?
- Чтобы профессионально ответить на ваш вопрос, хотелось бы прежде приучить муниципалитеты к системе открытых отношений. Потому что, когда они к нам обращаются по какому-либо поводу, приходится наводить дополнительные справки о реальном состоянии дел. Это как в притче про мальчика, который пас овец, и дурачась, обманывал братьев, кричал: «Волки, волки». А когда волки действительно напали на стадо, никто на помощь ему не пришел. То же и с муниципалитетами: «Топлива нет. Караул! Дайте опережающую дотацию». Когда начинаешь смотреть, то видишь, что ресурсов достаточно. А когда действительно требуются деньги... Мы же не можем видеть все подводные камни, мы руководствуемся данными финансирования предыдущих периодов. Есть территории, где очень хорошо построена работа. Есть те, кто пытается что-то сделать, например, в Оленегорске. А есть такие, как Терский район, где доходов не получают, а расходы увеличены многократно. Нужно использовать политику кнута и пряника. Кнут прописан в Бюджетном кодексе. Хотелось бы за счет средств, о которых я говорила, поощрять лидеров, поскольку они аккумулируют какой-то положительный опыт, можно распространять его на муниципалитеты. Чтобы была более эффективная работа с ними.
- Хотел бы прокомментировать вопрос Дмитрия Владимировича: почему мы не увеличили долю программных расходов в 2010 году, по сравнению с непрограммными? - присоединился Александр Ведерников, заместитель губернатора. - Дело в том, что поставить телегу впереди лошади нельзя. Вспомним сельское хозяйство. После того, как мы разобрались, даже на фоне снижения объема помощи сельхозпредприятиям из областного бюджета произошло увеличение производства сельскохозяйственной продукции. Мы попытались честно разобраться: что такое с/х для Мурманское области? Это занятость населения? Развитие валового продукта по линии с/х? Или это обеспечение жителей свежими продуктами питания? Мы пришли к выводу, что это обеспечение жителей свежими продуктами питания, потому что заниматься развитием валового продукта слишком дорого, особых отчислений в региональный бюджет это не дает. Занятость в этой отрасли на протяжении последних пяти лет падала. Если мы хотели развивать занятость, тогда не нужно было содействовать развитию современных производств, сокращающих численность коровников. Для того, чтобы перенести бюджет на программный метод, о чем говорит премьер-министр, нам нужна очень стройная система целеполаганий. Мы должны понимать, что развитие сельского хозяйства - это повышение качества жизни через обеспечение людей свежими продуктами питания. Как только в этом году мы получим понимание всех остальных расходов: на экологию, чистую воду и прочее, выстроим стройную систему целеполагания, будем понимать древовидный путь к целям, тогда соответствующими индикаторами присоединим бюджетные средства к этим целям».
Доклад Татьяны Пороновой об исполнении регионального бюджета в 2010 году был принят правительством в основной его части.

Поделиться: