09:2030.05.11

Юлий Малакянц: «Доброта прессы, ее расположение скажутся на имидже кинофестиваля «Северное Сияние»

Юлий Малакянц: «Доброта прессы, ее расположение скажутся на имидже кинофестиваля «Северное Сияние»

«Наш фестиваль в этом году шел по более насыщенной программе, - сказал генеральный продюсер фестиваля Юлий Малакянц (фото 1). - За такое же количество дней, как и в прошлом году, было проведено больше мероприятий, поэтому было больше сложностей. И, конечно, наши огрехи для нас самих понятны, и мы знаем, куда двигаться. Условно говоря, мы той же командой, что была в прошлом году, сделали в два раза больше. Конечно, есть вещи, какие невозможно предусмотреть. Например, мы пригласили на закрытие фестиваля две бразильские шоу-группы: одну из-за рубежа, другую - из Москвы. Московские бразильцы прилетели, а шесть их чемоданов с красивыми костюмами - нет. Только сейчас их нашли, самолет с костюмами прилетает в Мурманск из Москвы к 19 часам, а у нас в 7 вечера начинается церемония закрытия фестиваля. Это из разряда тех проблем, которые каждый день приходится решать. В целом, мне кажется, к региону, кинофестивалю проявляется интерес. Российские киношники нам доверяют, иностранных же раньше приходилось убеждать. А в этот фестиваль заявки на участие из-за рубежа стали поступать еще с октября прошлого года. В 2012 году мы постараемся сделать то, что не успели в этом. Хочется, чтобы журналисты нас поддерживали, потому что от того, что вы будете писать, складывается мнение о регионе. И ваша доброта, расположение скажутся, конечно, на нашем имидже».
В пятницу завершился кинопоказ конкурсной программы фестиваля, и жюри в тот же день подвело итоги. Но, сохраняя интригу, члены жюри не сказали прессе о результатах, отложив эту информацию до церемонии закрытия фестиваля.
- На некоторых фестивалях, как у нас в Эстонии, практикуются заключительные пресс-конференции, на которых жюри, не стесняясь, объявляет о результатах, что позднее будут переданы большой зрительской аудитории. И тогда у журналистов появляется возможность понять позицию жюри, - предложил все-таки членам жюри высказаться прибалтийский корреспондент.
- Такая практика была, но фестивали, один за другим, стали от нее отказываться, - не откликнулся программный директор кинофестиваля Сергей Шолохов (фото 2, слева). - Они скрывают свое решение вплоть до последних минут торжественной церемонии. На пресс-конференции мы можем говорить о каких-то тенденциях, о том, как вписывается данный, конкретный фестиваль вообще в фестивальный поток.
- Мы прекрасно потрудились, у меня осталось чувство удовлетворения от проделанной работы, - признался председатель жюри, чилиец Себастьян Аларкон (фото 2, справа). - Оказался интересный состав жюри, где были представители разных континентов, кинодержав - из США, Франции, России. Несмотря на разные мировоззрения, было полное единодушие, и мы очень быстро справились с задачами, потому что думали практически одинаково. И в этом помог отличный подбор картин, прекрасная организация. Я бы с удовольствием что-нибудь покритиковал, но не нахожу повода. Понравилось всё: организация, прием, гостиница, транспорт. Я и Жоэль (Шапрон, член жюри из Франции - Авт.) много путешествовали по разным фестивалям, и нам есть, с чем сравнивать. У этого фестиваля - отличная перспектива.
- В жюри сидели профессионалы кино и искали одно и то же - личные качества операторов, режиссеров и актеров, как есть они у деятелей музыки, живописи и литературы, - рассказывал Жоэль Шапрон. - Мы искали то, что реально отличает кино от других видов искусства. Истории в фильмах бывают всякие, но оригинальные попадаются очень редко. Содержание многих мы уже знаем, разница заключается в том, как преподносится зрителям та или иная история. Именно в этом - талант режиссера. Или он нам преподносит событие довольно банально, и тогда это уже не кино, а всего лишь запись, рассказ о случившемся. Или у человека действительно есть талант рассказывать историю движущимися кадрами. Если бы ее рассказывал музыкант путем музыки, писатель - путем литературы, художник - путем живописи, то каждый нашел бы свои способы, как оригинально преподнести эту историю. В этом отношении споров между участниками жюри, как сказал Себастьян, действительно не было. Мы все смотрели фильмы одним взглядом. Если какие-то разногласия и возникали, то они были интересны, потому что касались киноязыка.
- Я немножко соскучился по кино разных стран, которого давно уже не видим. Мы, например, в Латинской Америке уже не видим французского, итальянского кино. Что уж тут говорить о североевропейском - шведском, финском, норвежском. И ценность этого фестиваля в том, что он пытается разглядеть, что происходит в других краях света. Мир ведь - это не только Соединенные Штаты. А мы, проживая в разных странах, фактическим смотрим только американское кино. Мы знаем, что происходит в американских семьях, а что творится в своих - не видим.
- Насколько я понимаю, Чили входит в Антарктический регион (Себастьян утверждающе кивнул - Авт.), - включился Юлий Малакянц. - Значит, нам надо делать фестиваль Арктики и Антарктики. Тогда будет возможность обмениваться фильмам и мнениями.
- Мы смотрели фильм «В парилке жизни» и сделали вывод, что это вряд ли игровое кино. Каким образом попал этот фильм в конкурсную программу?
- Я сознательно включил этот псевдодокументальный фильм в игровую программу, потому что жанр псевдодокументалистики, если он преследует художественные цели, вполне может конкурировать с игровыми фильмами, - пояснил Сергей Шолохов. - Единственный минус в том, что позиции: лучшая мужская и женская работы, в этом плане отсутствует. Но такие номинации, как «Лучшая режиссура», «Лучшая операторская работа», могут рассматриваться. Поскольку фильм является манифестом в Финляндии, национальным, современным микроэпосом, то я подумал, что он сопоставим по своему национальному масштабу с фильмами, отобранными из других стран.
- Довольны ли организаторы детской программой этого года?
- В прошлом году была одна детская картина - не в конкурсной программе, но мы все же дали ей приз - за мужество, - напомнил Юлий Малакянц. - Сегодня мы привлекли в детский конкурс те фильмы, что нашли. Хотим, чтобы эта тема развивалась.
- Мы будем развивать эту тему, тем более что наши соседи - страны Арктики - вполне серьезной и бережно к ней относятся, - подтвердил намерение Малакянца Сергей Шолохов. - И поток детских фильмов растет, в отличие от России, которая просто забыла о детской тематике, что мы ей будем ставить на вид.
- Насколько простым или сложным был технологический отбор фильмов каждого региона?
- Я в течение года путешествовал по разным международным кинофестивалям, и на каждом ревнивым взором обращал внимание на фильмы, сделанные в странах Арктики, - сказал Сергей Шолохов. - Фильмы, отобранные для этих фестивалей, уже имеют некий знак качества - раз уж они попали на фестивальную орбиту. Но это не значит, что к нам попадают только фестивальные фильмы. Есть еще те, которые непосредственно производят впечатление при помощи контакта между дирекцией нашего фестиваля и кинематографистами арктических стран. Они посылают нам заявки, диски с фильмами, мы смотрим их и решаем вопрос об их уместности на фестивале, в частности - в конкурсной программе. Но кроме конкурса есть и другие программы, так что здесь - большой веер возможностей.
- Не было ли мысли у организаторов - взращивать вокруг фестиваля киноведческую культуру? Чтобы аккредитованные на фестиваль журналисты делали материалы не описательского плана, а толковали о предмете с точки зрения кинокритика. И можно было бы даже создать премию за лучшую рецензию.
- Мы сейчас поставили перед собой задачу - заниматься молодежью, - напомнил Юлий Малакянц. - С норвежцами для 20-летних юношей и девушек провели киношколу. Посмотрели фильмейкеров и будем их награждать. Сможем ли мы сделать академию для кинокритиков, я не знаю. Но это интересно, мысль полезная, подумаем об этом.

 

Поделиться: