17:3930.05.11

Ответственность муниципальных властей за тепло

Ответственность муниципальных властей за тепло

Визитной карточкой нашей области в последние годы стало досрочное прекращение отопительного сезона. Причина тривиальна - неплатежи теплоснабжающих организаций за поставленную электроэнергию в течение уже нескольких лет. Созданными при муниципалитетах теплоснабжающими предприятиями накоплены долги, сопоставимые с бюджетами этих муниципальных образований за 2-3 года. Схожая ситуация и с коммерческими котельными - задолженность за ними числится колоссальная.
Впереди страны всей
В этом году в области зафиксировано несколько сомнительных рекордов. Уровень задолженности теплоснабжающих организаций достиг исторического максимума - на 16 мая величина задолженности составила 1,6 миллиарда рублей! Только за последний отопительный сезон прирост задолженности составил 600 млн. рублей, или 72%. Причем, если в прошлом отопительном сезоне было оплачено 76% выставленных счетов, то в этом - только 46%, а это меньше в абсолютных величинах на 200 млн. руб.!
Один только Кольский район за несколько последних отопительных сезонов задолжал поставщику электроэнергии больше 650 миллионов, оплатив в этом отопительном периоде только 13% от общей суммы выставленных счетов.
Лидирующую позицию среди неплательщиков заняло МУП «Наш дом», отапливающее посёлки Междуречье, Минькино и Мишуково. За отопительный сезон 2010-2011 это предприятие заплатило лишь 1% от необходимой суммы. Долг МУП «Наш дом» перед гарантирующим поставщиком составляет почти 120 млн. рублей.
Такие «рекорды» привели к тому, что этой весной Мурманская область стала лидером по объёму задолженности теплоснабжающих предприятий среди регионов РФ.
Испробовали всё
В судах находятся иски о взыскании задолженности теплоснабжающих предприятий более чем на миллиард рублей. На 50 миллионов предъявлено исков субсидиарным ответчикам - администрациям, создавшим столь безответственные МУПы. Выигранных судов и исполнительных листов почти на миллиард рублей. Однако даже по решениям судов деньги практически не поступают. В этой ситуации единственным относительно эффективным способом, если не получить оплату за поставленный ресурс, то хотя бы прекратить дальнейшее накопление задолженности, является отключение предприятий-должников от энергоснабжения.
Получив уведомление о предстоящем ограничении поставок электрической энергии, теплоснабжающие организации предпринимают разнообразные экстренные меры.
Одни вместо выполнения своих обязательств по оплате поставленного ресурса начинают составлять и присылать в энергосбытовую компанию графики погашения задолженности и гарантийные письма. Однако графики не выдерживаются никогда. Ещё не было случая, чтобы график был исполнен, более того, даже первый запланированный платёж энергетики редко получают в заявленном должником размере и в установленный потребителем же срок (если получают вообще).
Другие попросту перекладывают свои проблемы на чужие плечи посредством вмешательства прокуратуры дабы заставить энергоснабжающую организацию не прекращать поставки, по их мнению, видимо, бесплатного электричества. Прокуратура обязывает поставщика электроэнергии ограничение снять и энергоснабжение восстановить, мотивируя тем, что в противном случае нарушаются права граждан-потребителей. Это в свою очередь создаёт условия для постоянного роста задолженности: теплоснабжающие предприятия электроэнергию не оплачивают, но потребляют её регулярно, а прокуратура, защищая интересы «неопределённой группы лиц», фактически разрешает котельным не платить и дальше.
Очевидно, что действия прокуратуры направлены на защиту прав граждан, только в ситуации с энергетиками происходит некоторая подмена понятий. Ведь ответственность за режим и качество тепловой энергии и горячей воды, поставляемых населению, лежит на теплоснабжающей организации, и именно её задача - предпринять все необходимые меры для качественного выполнения обязательств перед населением. Энергосбытовая компания обязательств по поставке тепловой энергии перед гражданами не имеет, а ограничить подачу электроэнергии производителю тепла в случае хронических неплатежей вправе. В этой ситуации права граждан-потребителей нарушают сами теплоснабжающие организации, которые не исполняют своих обязательств по оплате, заведомо зная, что таким образом повышают риск оставить население без тепла и горячей воды. Колэнергосбыт добросовестно выполняет свои обязательства по поставке электроэнергии потребителям - тем же котельным.
После того, как 20 апреля должникам были направлены уведомления о начале процедуры ограничения, из двадцати теплоснабжающих предприятий, имеющих задолженность, полностью рассчитались с ОАО «Колэнергосбыт» только четыре: МУП «Североморские теплосети», отапливающие Росляково, Североморск, Севроморск-3, Щук-Озеро, ММУП «Городское благоустройство», снабжающее теплом Мончегорск, УМТЭП ЗАТО Александровск, обслуживающее Снежногорск и Оленью Губу, и МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево. Ограничение этих котельных вводиться не будет. Их пример подтверждает, что ключевая проблема формирования задолженности - низкий уровень эффективности управления.
Так недалеко и до коллапса!
Вполне понятно беспокойство прокуратуры и властей «за население», чьи права нарушаются в связи с отключением теплоснабжения, ведь в конце концов именно граждане избирают эту самую власть. Однако вопрос об отношениях между участниками рынка ни в прокуратуре, ни в правительстве области не возникает... А в это время неплатежи теплоэнергетиков ведут к неплатежам во всей цепочке участников рынка электроэнергии и мощности: долги котельных затрудняют расчёты энергосбытовой компании с генерирующими и сетевыми организациями. В этой ситуации, компании, функцией которых является обеспечение физической возможности производства и передачи электроэнергии, не получая денег, попросту не могут выполнять программы по ремонту и модернизации оборудования и гарантировать надёжность энергоснабжения. А от стабильности работы электростанций и сетей зависит надёжность энергоснабжения населения и предприятий региона.
Муниципальные власти нашли свой выход из сложившейся ситуации. Практически ежегодно муниципалитетами инициируется передача находящихся в муниципальной собственности котельных в аренду либо в управление всё новым и новым операторам, в которых по сути работают одни и те же люди, и банкротятся предыдущие юридические лица-производители тепла. Возможно, это хороший способ обеспечить население теплом и сохранить власть, но цивилизованным его никак не назовёшь.
В то же время, мало кто задумывается о качественном контроле деятельности таких предприятий и тарифной политике, сложившейся в отрасли. Тарифы на предоставляемые населению коммунальные услуги по теплоснабжению и тарифы для теплоснабжающих предприятий на покупаемую электроэнергию не сбалансированы. Другими словами, имеющиеся на сегодняшний день тарифы на тепло не покрывают ни затрат на топливо, электрическую энергию и другие ресурсы, ни затрат, связанных с потерями в тепловых сетях. Однако ни одна из тарифицируемых компаний почему-то ни разу не обратилась, например, в суд с требованием пересчитать тарифы, исходя из экономически обоснованных затрат, или с требованием возместить выпадающие доходы. Гораздо выгоднее заниматься популизмом и сдерживать тарифы на относительно низком уровне, ведь это же вопрос политический, поддержка электората - не последнее дело для политиков, которыми мнят себя большинство глав муниципалитетов. Так может быть, стоило бы решать проблемы опять же цивилизованно - субсидировать расходы теплоснабжающих предприятий из бюджета.

Поделиться: