11:4409.06.11

Пенсионная революция: через 2 недели правительство Владимира Путина выберет один из двух вариантов снижения ставки страховых взносов

Пенсионная революция: через 2 недели правительство Владимира Путина выберет один из двух вариантов снижения ставки страховых взносов

Предлагается общее снижение ставки до 30% или снижение ее до ставки, близкой к 26%, для всех, кроме крупного бизнеса. Речь идет о компромиссе на два года: к 2014 году правительство начнет пенсионную реформу, которая должна решить проблему на постоянной основе.
Предполагаемые принципы реформы изложил статс-секретарь Минздрава Юрий Воронин: пенсии предлагается привязать к зарплатам и не индексировать по инфляции, полные пенсионные права будет давать трудовой стаж около 30 лет, а меньшие, чем сейчас, взносы придется платить уже со всего заработка.
Напомним, срок исполнения президентского поручения об изыскании способа снизить ставку страховых взносов до уровня, близкого к прежним 26% (с 1 января 2011 года она повышена до 34%), истек 1 июня.
Согласно первому варианту снижения, плательщики разделяются на три части. Крупный бизнес остается с нынешними ставками взносов - 34%. Средний получает ставку, близкую к 26%. Наконец, неторговому малому бизнесу, в конце 2010 года вымолившему пониженную ставку в 26%, обещано ее новое снижение - до 16-20%.
Второй вариант - это 30% ставки для всех и все те же 16-20% для небольшой части малых бизнесменов. Решения о том, где взять деньги на компенсацию потерь Пенсионного фонда, пока нет даже предварительного. Напомним, компенсация обязательна: полученные от повышения взносов суммы уже «расписаны» пенсионерам и отыграть назад взятые перед ними обязательства уже нельзя. В качестве источников на совещании в Кремле у Дмитрия Медведева назывались ФНБ, повышение порога облагаемых зарплат (сейчас он равен 463 тыс. руб. в год) и рост ставки налога на прибыль.
Резкое поднятие порога - это, по сути, такое же увеличение нагрузки, что и поднятие ставки взносов. По словам президентского помощника, на совещании обсуждалась возможность введения небольшой дополнительной ставки взносов на зарплаты, превышающие 512 тыс. руб. в год (463 тыс. руб. после индексации). Однако ранее заявлялось, что подобными мерами проблему не решить. Вице-премьер Алексей Кудрин говорил, что компенсировать снижение ставки можно лишь поднятием планки до 1,5-2 млн руб. Малореальным выглядит и повышение налога на прибыль - резко против него выступает Минфин. Таким образом, единственным реальным источником финансирования новых реформ может быть лишь ФНБ. Этот фонд - «половинка» от разделенного до кризиса стабфонда, в котором Минфин копил деньги на нужды будущих пенсионеров. Сейчас в ФНБ - 2,6 трлн руб., и, в отличие от денег резервного фонда, они пока использовались в очень ограниченном объеме.
При варианте с разными ставками для крупного и среднего бизнеса у властей возникнет необходимость отделить один от другого. Поясним, согласно действующему законодательству, средними считаются предприятия с годовой выручкой до 1 млрд руб. (без НДС) и персоналом до 250 работников. По словам Аркадия Дворковича, надо найти необременительную для бизнеса схему подтверждения критериев - «уведомительный порядок без излишних проверок». Если такую схему найти не удастся, будет принят второй вариант, сказал представитель Кремля.
Курирующий пенсионную сферу в Минздраве замминистра Юрий Воронин так изложил предложения ведомства по коррекции пенсионной системы с 2014 года: она, в принципе, уже разработана Минздравом, но будет окончательно досчитана и передана в правительство на обсуждение не позднее ноября. В свете этого понятно, для чего Белому дому понадобился переходный двухлетний период пониженных страховых взносов: если предложение Минздрава будет принято, Россию ждет еще одна пенсионная реформа, по своему масштабу сравнимая с повышением пенсионного возраста.
Смысл предложений Минздрава - в отказе от пенсионной формулы 2002 года, утвержденной пенсионной реформой Михаила Зурабова, и введении новой пенсионной формулы, позволяющей сделать пенсионную систему сбалансированной, то есть не нуждающейся в дополнительных вливаниях со стороны бюджетной системы. В первую очередь Минздрав предлагает полностью отказаться от сложившегося принципа индексации пенсий по уровню инфляции и зафиксировать их соотношение к средним заработным платам в экономике. Второй принцип - обязательность полного пенсионного стажа для получения полных пенсионных прав: Минздрав указывает на положения Международной организации труда, согласно которым минимальные пенсионные права дает трудовой стаж в 15 лет, а полные - 30 лет. Сейчас вход в пенсионную систему открывает пятилетний стаж. Фактически речь идет о частичной альтернативе изменению пенсионного возраста, по крайней мере, для женщин, чей трудовой стаж в РФ сейчас зачастую меньше 30 лет из-за декретных отпусков и времени на получение высшего образования. Третье радикальное изменение - «базой» для платежа в пенсионную систему должен стать полный заработок вне зависимости от его размера. Таким образом, в новой формуле, как и в формуле 2002 года, будут учитываться стаж и индивидуальный заработок работника.
Наконец, четвертое - Минздрав предлагает корректировать размеры фактических пенсий на некий новый коэффициент, учитывающий макроэкономическую и демографическую нагрузку на пенсионную систему. Де-факто речь идет о возможности для правительства «вручную» регулировать динамику пенсий, исходя из состояния экономики и размеров получаемых страховых и накопительных взносов через актуарные расчеты. Рассматривается и вариант возможности либерализации «переброса» накопительной части пенсии в страховую, что, скорее всего, существенно уменьшит «накопительную» часть пенсионной системы, формирующуюся из обязательных взносов, или даже полностью ее ликвидирует - это также может быть частичной альтернативой повышению пенсионного возраста.
Рассчитать сейчас, каким образом инициативы Минздрава изменят с 2014 года размеры пенсий и условия их получения, пока невозможно - слишком много недостающих составляющих. Ясно только, что пенсии будут более дифференцированными, ставка платежа в Пенсионный фонд - ниже, чем предлагаемые на переходный период. А уплата платежа со всей суммы заработка в первые годы работы системы увеличит кумулятивную нагрузку на работодателей даже в сравнении с нынешними 34% ставки социальных платежей - или же Минздрав заранее согласен с постепенным снижением коэффициента замещения в пенсионной системе. В любом случае понятно, что вариант, который ищет Минздрав, с одной стороны, отказ от «пенсионного социализма» с постоянным наращиванием пенсионной нагрузки на молодые поколения, с другой - уход от «инвестиционных» пенсионных систем в сторону более архаичных пенсий 70-х годов. Очевидно, что полная балансировка доходов и расходов Пенсионного фонда с новой формулой в 2014 году потребует и коррекции налоговой системы, и быстрого отказа от массовых «льготных» пенсий, и параллельной коррекции системы здравоохранения - до 2014 года, кстати, Минздрав успеет потратить около полутриллиона рублей на перевооружение здравоохранения.
Пока бизнес обсуждает лишь перспективы ближайших двух лет, не заглядывая далеко в будущее. Так, президент «Деловой России» Александр Галушка сказал, что для среднего бизнеса, который представляет его объединение, предпочтителен первый вариант временного снижения ставок страховых взносов: «У него есть серьезные минусы - средний бизнес не будет стремиться становиться крупным, наоборот, у крупных появляются стимулы «стать» средними. Но в любом случае такая ситуация будет лучше нынешней - это хорошее временное тактическое решение в нынешней неблагоприятной ситуации».

Поделиться: