14:1010.06.11

«Газпром нефть» намеревается вложить еще 12 млрд рублей в свое развитие и переехать в СПб

«Газпром нефть» намеревается вложить еще 12 млрд рублей в свое развитие и переехать в СПб

«Газпром нефть», в 2010 году проявившая себя активным покупателем активов на нефтяном рынке, в 2011 году намерена сохранить эту тенденцию, хоть и в меньшей степени. Об инвестициях компании в приобретения, проблемах с топливом в России и личных планах в связи с переездом «Газпром нефти» в Санкт-Петербург в преддверии годового собрания акционеров рассказал глава НК Александр Дюков.
- Возможны ли изменения производственных и инвестиционных планов «Газпром нефти» в этом году в связи с выросшими ценами на нефть? 
- Существующая ценовая рыночная конъюнктура привела к росту чистого денежного потока не только у нас, но и других компаний. Финансовые показатели «Газпром нефти» лучше прогнозных и выше плановых. Соответственно, мы получили в свое распоряжение средства, которые собираемся инвестировать. 
Я думаю, что уже в этом году мы сможем направить дополнительные 12 млрд рублей на финансирование новых проектов. Мы планируем увеличивать объемы бурения на существующих месторождениях, а также рассматриваем возможность приобретения ряда новых активов.
- Приобретения в России или за рубежом, и - в каких секторах? 
- Это покупка добычных активов, а также и сетей АЗС в регионах, соседствующих с нашими НПЗ. Конкретных активов по коммерческим причинам, конечно же, назвать не могу.
- А как реализуются планы компании по возможной покупке НПЗ в Европе?
- Что касается Балкан, то такие покупки возможны, что же касается других регионов в Европе, то до покупки новых перерабатывающих активов речь о покупке сетей АЗС вести рано.
Как я уже говорил однажды, планы по приобретению НПЗ в Европе являются для нас не стратегическими, а скорее оппортунистическими, то есть необязательными. Сделка будет осуществлена только в том случае, если мы увидим интересный объект для приобретения - эффективность НПЗ должна быть выше среднего по отрасли в Европе, а продавец согласится на цену, которая нас устроит.
- Почему затягивается процесс передачи первых двух нефтяных месторождений «Газпрома» в «Газпром нефть»? О передаче остальных месторождений речи пока не идет? 
- Процесс передачи требует решения огромного количества вопросов - корпоративно-юридических, инфраструктурных, коммерческих, и, конечно, для решения этих вопросов требуется время. Однако мы далеко продвинулись и рассчитываем, что передача первых двух месторождений завершится до конца года. 
Кроме того, хочу отметить, что уже с конца прошлого года мы являемся операторами восточного участка Оренбургского НГКМ. В настоящее время идет оценка этого актива независимыми оценщиками, в июне мы получит отчет. После этого параметры сделки будут вынесены на рассмотрение совета директоров «Газпрома». Планируем, что в сентябре-октябре передача данного месторождения завершится. 
Что касается Новопорта, дела обстоят следующим образом. Сейчас идет процесс создания компании «Газпромнефть Новый порт», и начинается соответствующее переоформление лицензии на эту компанию, после чего оценщики приступят к работе. Тем не менее, решение корпоративно-имущественных задач не мешает нам продолжать заниматься подготовкой месторождения к вводу в промышленную эксплуатацию. И кстати, в этом году мы уже начали его опытно-промышленную эксплуатацию. 
В следующем году займемся процессом оформления передачи остальных месторождений. 
- «Газпром нефть» планирует к концу года переехать из Москвы в Санкт-Петербург. Во сколько "Газпром нефти" может обойтись переезд? 
- «Газпром нефть» получит льготы от Санкт-Петербурга, и мы полностью компенсируем затраты на переезд. 
- Вы рассказали о планах по покупке новых сетей АЗС. Из-за топливного кризиса, разразившегося в России в апреле, у ВИНКов появилась возможность расширить свою розничную сеть? 
- Я бы не сказал, что эта ситуация дала нам какие-то дополнительные возможности. Мы делали приобретения в рознице и два года назад, и год назад - когда маржа в рознице была очень высокой и в отдельные месяцы достигала 40%. Поэтому я бы не стал говорить, что мы сейчас пытаемся воспользоваться ситуацией. Переговоры по тем сетям, которые, возможно, мы вскоре приобретем, были начаты до событий, которые вы назвали «топливным кризисом».
- А разве это был не кризис с поставками топлива на внутренний рынок России? 
- Мне кажется, кризис - чересчур сильное слово для описания текущей ситуации. Я помню кризис начала 90-х годов, когда автолюбители по всей стране вынуждены были стоять в долгих очередях часами для того, чтобы заправить автомобиль.
То, что произошло весной 2011 года, я бы назвал некоторыми проблемами с обеспечением топливом ряда сетей АЗС в нескольких регионах.
- В чем Вы видите первопричины этих проблем? 
- Главная причина в том, что экономика России продолжает расти, и этот рост сопровождается ростом спроса на моторные топлива. К сожалению, рост спроса в этом году не был поддержан ростом предложения. Более того, в результате действия ряда факторов объем поставок высокооктановых бензинов на внутренний рынок в первой половине 2011 года не только не вырос, но даже несколько сократился.
Какие это факторы? Во-первых, с 1 января 2011 года вступил в силу запрет реализации на внутреннем рынке высокооктановых бензинов класса 2. Что касается «Газпром нефти», нам удалось перевести все свои заводы на производство дизельного топлива и бензина класса 3 и класса 4, где-то даже выпускаем и класс 5. 
Однако не все переработчики смогли перейти на производство моторных топлив класса 3 и выше. НПЗ, которые не успели это сделать, были вынуждены все нефтепродукты несоответствующего класса экспортирововать.
Во-вторых, в начале года бурно росли цены на мировом рынке. В итоге внутренние цены на моторное топливо в России оказались ниже экспортных нетбэков, и экспорт нефтепродуктов стал более выгодным. Низкие внутренние цены также способствовали вымыванию топлива из приграничных районов России, наши соседи массово вывозили дешевые российские нефтепродукты.
Вдобавок ко всему, в первом и втором квартале сложилась ситуация диспаритета цен на топливо в различных регионах. В частности, низкие цены в сибирском регионе не способствовали поставкам туда нефтепродуктов, скажем, с башкирской группы заводов, поскольку при продажах отпускные цены формировались исходя из биржевых котировок, которые в тот момент были и до сих пор остаются высокими, что абсолютно естественно в условиях дефицита. 
- Почему «Газпром нефть» во время проблем с топливом продавала бензин по ценам ниже биржевых? Получается, себе в ущерб торговали. 
- Мы действительно не ориентировались на биржевые котировки. «Газпром нефть» продавала топливо по ценам значительно ниже - 25-26 тыс. рублей за тонну. Почему? Потому что биржевая цена была субъективной и вызвана ситуацией дефицита. В таких условиях пытаться заработать, нажиться на трудностях, с которыми сталкиваются потребители, мы считаем некорректным. Цена, по которой мы продавали и продаем, примерно соответствует экспортному нетбэку.
Вообще я считаю неверным продолжение торгов в условиях ажиотажного спроса. Правильная практика, которой придерживаются многие биржи - приостановка торгов до тех пор, пока ситуация не стабилизируется. Биржа не может функционировать эффективно в условиях дефицита предложения. 
- А как «Газпром нефть» решала проблему дополнительных объемов? Считаете ли Вы оправданной мерой повышение пошлин, которое фактически сделало экспорт бензина невозможным? 
- Что касается «Газпром нефти», то в ситуации нехватки нефтепродуктов на рынке мы делали все возможное для ее исправления. Мы увеличили поставки топлива на внутренний рынок в среднем на 20% по сравнению с прошлым годом. Все это время наши заводы работали со 100-процентной загрузкой. При этом в некоторые регионы поставки были увеличены в разы, например, на Алтай. Мы также начали поставлять в регионы, где раньше вообще не присутствовали, в частности, в Тыву. 
Повышение пошлин - мера оправданная, считаю, что министерство энергетики сработало оперативно. Также Минэнерго успешно координировало распределение нефтепродуктов между регионами в ежедневном режиме. И, в принципе, сейчас мы видим, что каких-то серьезных проблем в регионах нет.
- Что нужно сделать, чтобы избежать повторения подобной ситуации? 
- Сначала надо окончательно стабилизировать ситуацию. Для этого необходимо на время приостановить действие технического регламента в отношении запрета на оборот внутри Российской Федерации моторных топлив класса 2. Это позволит насытить рынок и снизить цены на бирже до 25-26 тыс. рублей за тонну, сейчас они уже превысили отметку 30-31 тыс. рублей. Эта мера целесообразна и с учетом планируемого перехода стран таможенного союза на единый техрегламент, к чему пока не готовы НПЗ Казахстана. 
Меры же по предотвращению повторения подобных ситуаций очевидны. Во-первых, нужно повысить качество прогнозирования спроса на моторное топливо. Мы должны понимать, как будет меняться спрос в тех отраслях, которые являются потребителями нефтепродуктов. И это совместная задача для компаний и профильных министерств.
Во-вторых, нефтяным компаниям необходимо продолжить модернизацию своих перерабатывающих производств. 
В-третьих, до момента завершения модернизации нашей нефтепереработки она будет продолжать испытывать проблемы возникновения дефицита в моменты сезонного колебания спроса. И в связи с этим я считаю важной работу по созданию резервов, благодаря чему можно будет удовлетворять повышенный спрос в сезонные пики: в летний период - на бензин, зимой - на зимнее дизтопливо. 
Если говорить о создании резервов авиакеросина, то логично было бы поручить топливозаправочным комплексам иметь обязательный резерв. Что касается дизтоплива и бензина, вероятно, с этой задачей могли бы справиться «Росрезерв» и «Транснефтепродукт». Какую-то часть по созданию резервов нефтяные компании и потребители моторных топлив могут взять на себя. 
- А как Вы относитесь к предложению Минэнерго о создании независимого переработчика, который по давальческим схемам перерабатывал бы нефть малых и средних нефтяных компаний? 
- Передача уже существующего завода не решит проблему дефицита. Строительство нового завода может помочь - но это неправильный шаг. В России в принципе достаточно перерабатывающих мощностей. Мы уже перерабатываем нефти в два раза больше, чем нужно, у нас половина нефтепродуктов отгружается на экспорт. 
- На чем в первую очередь должны сконцентрироваться нефтяники - на повышении качества или глубины переработки? 
- Важно и одно, и другое. Но с учетом ограниченного инвестиционного ресурса приоритетная задача сейчас - это приведение качества топлива в соответствие с требованиями технического регламента. В нашем случае в ближайшие 3-4 года основной инвестиционный ресурс будет уходить на реализацию проектов повышения качества. После того, как к 2015 году они будут закончены, нефтяные компании смогут приступить к проектам повышения глубины переработки.
В который раз повторюсь, что в Европе переход от Евро-2 к Евро-5 занял 15 лет. А российские компании должны это сделать в течение 7 лет. 
- Хотелось бы услышать Ваше экспертное мнение - каким образом последние законодательные и налоговые инициативы в сфере ТЭК могут отразиться на нефтяной отрасли? 
- Мы надеемся, что система «60-66» - один из промежуточных, но очень важных шагов в налоговой реформе отрасли - может быть введена уже в этом году. Практически все понимают ее необходимость: Минэнерго, Минфин. При этом некоторое ухудшение финансовых результатов ряда компаний будет краткосрочным. В долгосрочной перспективе и стратегически выиграют все - отрасль, компании и государство. 
Налог на дополнительный доход (НДД) поможет сделать налогообложение добычи более гибким. Всем известно, что нагрузка на добычу в России самая высокая в мире. Это делает коммерчески неэффективными для освоения порядка 20-30% запасов даже на существующих разрабатываемых месторождениях в традиционных регионах добычи с развитой инфраструктурой. 
В целом, мне кажется, такие инициативы, как предлагаемая система «60-66», НДД в совокупности однозначно повысят эффективность отрасли, причем значительно. Снижение налоговой нагрузки в добыче поможет вовлечь в разработку дополнительные запасы, а выравнивание экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты одновременно заставит нефтяные компании повышать глубину переработки. Как говорится, одним выстрелом - двух зайцев.
Если говорить о законе «О нефти», он, безусловно, нужен. Однако он, наверное, не будет являться революционным, такая задача и не ставилась. Этот закон просто позволит систематизировать существующие нормативные акты, которые регулируют работу нефтяной сферы.

Поделиться: