14:4110.06.11

Ежегодно на снабжении РЖД топливом потери составляют 3 млрд рублей

Ежегодно на снабжении РЖД топливом потери составляют 3 млрд рублей

ОАО «Российские железные дороги» даже с ежегодным повышением тарифов на перевозки вынуждены обращаться за компенсацией своих убытков к бюджету РФ.
Однако пока глава РЖД Владимир Якунин сетует на ограничения роста тарифов своей компании со стороны государства и затыкает дыры в бюджете то за счет госсубсидий, то за счет приватизации активов, на его дочерних предприятиях ежегодно растворяются миллиарды рублей, причем самым загадочным образом. По оценкам правительства, в одном из подразделений РЖД - «Росжелдорснабе» - государству только на закупках топлива наносится ежегодный ущерб, превышающий 3 млрд руб. Сумма немаленькая, особенно если учесть, что вся госкомпания планирует заработать в этом году 10 млрд руб, сообщает РБК.

Как это работает
Как выяснилось, в РЖД уже не первый год действует хорошо отлаженная схема закупки топлива через сеть лояльных компании-посредников. Дочерняя структура естественной монополии - «Росжелдорснаб» - закупает эти материалы у ряда компаний, малоизвестных на рынке, таких как ООО «АМГ-Экспо», «Нафта XXI век», ООО «Ресурс Трейдинг», ООО «ПИФ «Техно ТЭП-Инновация», ООО «ПКП «Мобойл» и др. Все они позиционируются как крупные и надежные трейдеры, хотя их деятельность сводится исключительно к поставкам топлива структурам РЖД.
По словам руководства «Росжелдорснаба», указанные посредники позволяют компании закупать топливо по ценам ниже, чем могут предложить прямые поставщики. Однако источник РБК, знакомый с методами работы главного и единственного снабженца РЖД, утверждает, что эти структуры созданы лишь с целью обогащения конкретных функционеров железнодорожников.
Схема проста, как все гениальное: из-за отсутствия прозрачной конкурсной процедуры заявки на покупку топлива распределяются по так называемым котировочным запросам. При этом заявки, как правило, отправляются лишь заинтересованным посредникам, которым затем даются задания «купить топливо дешевле, чем предлагают ВИНК».
«Это можно сделать: иногда это некачественное топливо, иногда это рисковое топливо, иногда топливо независимых производителей», - поясняет источник. После этого «Росжелдорснаб» выкупает у посредников товар, но уже с наценкой и по среднерыночной цене.
При этом сами посреднические компании создаются буквально на пустом месте. Стоимость их основных средств не превышает нескольких сотен тысяч рублей, что, впрочем, не помешало в 2009г. тому же «АМГ-Экспо» продать «Росжелдорснабу» нефтепродукты на 500 млн руб.
Не имея собственных оборотных средств, посредники получают кредитное или факторинговое финансирование в Транскредитбанке, до недавнего времени контролируемом РЖД. Банк выдает нужные средства, доверяя родственной структуре, а посредники быстро и оперативно оборачивают деньги, оставляя маржу в своем кармане. По данным источника РБК, наценка у такого посредника может порой достигать 50%, однако «Росжелдорснаб» предпочитает действовать через него, а не покупать напрямую.

Куда смотрит ФАС
Схемами сравнительно честного отъема денег у государства в конце концов заинтересовались на самом высоком уровне. Вице-премьер Игорь Сечин осенью прошлого года потребовал, чтобы Федеральная антимонопольная служба РФ разобралась с обоснованностью закупок топлива структурами РЖД у посредников. Как и следовало ожидать, разумных объяснений происходящего антимонопольщики не получили.
Изучив данные, предоставленные одним из посредников (остальные от запросов уклонились), ФАС не нашла обоснований приверженности «Росжелдорснаба» его услугам. «ООО "Ресурс Трейдинг» занимается исключительно перепродажей нефтепродуктов, закупаемых с нефтеперерабатывающих заводов ОАО «ЛУКОЙЛ». «Экономическая обоснованность присутствия данной организации в цепочке закупок ОАО «РЖД» отсутствует», - резюмирует в письме на имя Сечина замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
Первичное расследование также показало, что используемые в схемах посредники не имеют собственной инфраструктуры для хранения и налива нефтепродуктов, а продаваемое ими топливо хранится и поставляется непосредственно производителями. Иными словами, фирмы существуют только на бумаге, а вся их деятельность сводится к покупке и мгновенной перепродаже топлива для нужд РЖД.
Тем не менее, первая атака завершилась для железнодорожников благополучно: антимонопольщики ограничились довольно беззубыми рекомендациями и возбуждать дела не стали, несмотря на явные признаки сговора.

Расследование продолжается
Выводами ФАС и ее бездействием в правительстве остались недовольны. Так, помощник вице-премьера Антон Устинов в аналитической записке указывает, что только в июле 2010г. «Ресурс Трейдинг» закупило у ЛУКОЙЛа дизельное топливо на 290,8 млн руб., которое было тут же продано железнодорожникам за 323,6 млн руб.
«Если взять за среднее значение надбавки 10%, то только за июль 2010г. Российская Федерация в лице «Росжелдорснаба» получила ущерб от использования услуг посредников в размере более 330 млн руб. Даже примерный расчет показывает, что ущерб от использования этой организацией посредников составляет более 3 млрд руб. в год», - говорится в справке, подготовленной для Игоря Сечина.
Последующие проверки, проведенные властями в марте этого года у двух других посредников - «АМГ-Экспо» и ПИФ «Техно ТЭП-Инновация», - дали еще более удивительные результаты. Выяснилось, что данные организации по адресам регистрации не располагаются, руководители предприятий выполняли номинальные функции и ко времени проверки были уволены, а местонахождение финансово-хозяйственных документов компаний неизвестно.
При этом практически сразу после проверки собственник «АМГ-Экспо» заявил о ликвидации компании, которая к тому моменту накопила дебиторскую задолженность на несколько сотен миллионов рублей. ПИФ «Техно ТЭП-Инновация» пока функционирует, но тоже рискует повторить судьбу предшественника: его дебиторская задолженность составляет почти миллиард рублей.

Будет ли толк?
Тем не менее уничтожение посредников пока ничего не меняет в схеме работы железнодорожной монополии. По словам источника РБК, «Росжелдорснаб» уже не в первый раз меняет подобные конторы на новые - «чистые» и нескомпрометированные.
Проблему с посредниками могло бы решить введение конкурсной процедуры. Однако, несмотря на прямое требование со стороны Игоря Сечина сделать это, железнодорожники спустили этот вопрос на тормозах. «Никому не хочется пилить сук, на котором сидишь», - образно объясняет поведение руководства снабженцев источник

 

Поделиться: