14:4110.06.11

Ежегодно на снабжении РЖД топливом потери составляют 3 млрд рублей

Ежегодно на снабжении РЖД топливом потери составляют 3 млрд рублей

ОАО «Российские железные дороги» даже с ежегодным повышением тарифов на перевозки вынуждены обращаться за компенсацией своих убытков к бюджету РФ.
Однако пока глава РЖД Владимир Якунин сетует на ограничения роста тарифов своей компании со стороны государства и затыкает дыры в бюджете то за счет госсубсидий, то за счет приватизации активов, на его дочерних предприятиях ежегодно растворяются миллиарды рублей, причем самым загадочным образом. По оценкам правительства, в одном из подразделений РЖД - «Росжелдорснабе» - государству только на закупках топлива наносится ежегодный ущерб, превышающий 3 млрд руб. Сумма немаленькая, особенно если учесть, что вся госкомпания планирует заработать в этом году 10 млрд руб, сообщает РБК.

Как это работает
Как выяснилось, в РЖД уже не первый год действует хорошо отлаженная схема закупки топлива через сеть лояльных компании-посредников. Дочерняя структура естественной монополии - «Росжелдорснаб» - закупает эти материалы у ряда компаний, малоизвестных на рынке, таких как ООО «АМГ-Экспо», «Нафта XXI век», ООО «Ресурс Трейдинг», ООО «ПИФ «Техно ТЭП-Инновация», ООО «ПКП «Мобойл» и др. Все они позиционируются как крупные и надежные трейдеры, хотя их деятельность сводится исключительно к поставкам топлива структурам РЖД.
По словам руководства «Росжелдорснаба», указанные посредники позволяют компании закупать топливо по ценам ниже, чем могут предложить прямые поставщики. Однако источник РБК, знакомый с методами работы главного и единственного снабженца РЖД, утверждает, что эти структуры созданы лишь с целью обогащения конкретных функционеров железнодорожников.
Схема проста, как все гениальное: из-за отсутствия прозрачной конкурсной процедуры заявки на покупку топлива распределяются по так называемым котировочным запросам. При этом заявки, как правило, отправляются лишь заинтересованным посредникам, которым затем даются задания «купить топливо дешевле, чем предлагают ВИНК».
«Это можно сделать: иногда это некачественное топливо, иногда это рисковое топливо, иногда топливо независимых производителей», - поясняет источник. После этого «Росжелдорснаб» выкупает у посредников товар, но уже с наценкой и по среднерыночной цене.
При этом сами посреднические компании создаются буквально на пустом месте. Стоимость их основных средств не превышает нескольких сотен тысяч рублей, что, впрочем, не помешало в 2009г. тому же «АМГ-Экспо» продать «Росжелдорснабу» нефтепродукты на 500 млн руб.
Не имея собственных оборотных средств, посредники получают кредитное или факторинговое финансирование в Транскредитбанке, до недавнего времени контролируемом РЖД. Банк выдает нужные средства, доверяя родственной структуре, а посредники быстро и оперативно оборачивают деньги, оставляя маржу в своем кармане. По данным источника РБК, наценка у такого посредника может порой достигать 50%, однако «Росжелдорснаб» предпочитает действовать через него, а не покупать напрямую.

Куда смотрит ФАС
Схемами сравнительно честного отъема денег у государства в конце концов заинтересовались на самом высоком уровне. Вице-премьер Игорь Сечин осенью прошлого года потребовал, чтобы Федеральная антимонопольная служба РФ разобралась с обоснованностью закупок топлива структурами РЖД у посредников. Как и следовало ожидать, разумных объяснений происходящего антимонопольщики не получили.
Изучив данные, предоставленные одним из посредников (остальные от запросов уклонились), ФАС не нашла обоснований приверженности «Росжелдорснаба» его услугам. «ООО "Ресурс Трейдинг» занимается исключительно перепродажей нефтепродуктов, закупаемых с нефтеперерабатывающих заводов ОАО «ЛУКОЙЛ». «Экономическая обоснованность присутствия данной организации в цепочке закупок ОАО «РЖД» отсутствует», - резюмирует в письме на имя Сечина замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
Первичное расследование также показало, что используемые в схемах посредники не имеют собственной инфраструктуры для хранения и налива нефтепродуктов, а продаваемое ими топливо хранится и поставляется непосредственно производителями. Иными словами, фирмы существуют только на бумаге, а вся их деятельность сводится к покупке и мгновенной перепродаже топлива для нужд РЖД.
Тем не менее, первая атака завершилась для железнодорожников благополучно: антимонопольщики ограничились довольно беззубыми рекомендациями и возбуждать дела не стали, несмотря на явные признаки сговора.

Расследование продолжается
Выводами ФАС и ее бездействием в правительстве остались недовольны. Так, помощник вице-премьера Антон Устинов в аналитической записке указывает, что только в июле 2010г. «Ресурс Трейдинг» закупило у ЛУКОЙЛа дизельное топливо на 290,8 млн руб., которое было тут же продано железнодорожникам за 323,6 млн руб.
«Если взять за среднее значение надбавки 10%, то только за июль 2010г. Российская Федерация в лице «Росжелдорснаба» получила ущерб от использования услуг посредников в размере более 330 млн руб. Даже примерный расчет показывает, что ущерб от использования этой организацией посредников составляет более 3 млрд руб. в год», - говорится в справке, подготовленной для Игоря Сечина.
Последующие проверки, проведенные властями в марте этого года у двух других посредников - «АМГ-Экспо» и ПИФ «Техно ТЭП-Инновация», - дали еще более удивительные результаты. Выяснилось, что данные организации по адресам регистрации не располагаются, руководители предприятий выполняли номинальные функции и ко времени проверки были уволены, а местонахождение финансово-хозяйственных документов компаний неизвестно.
При этом практически сразу после проверки собственник «АМГ-Экспо» заявил о ликвидации компании, которая к тому моменту накопила дебиторскую задолженность на несколько сотен миллионов рублей. ПИФ «Техно ТЭП-Инновация» пока функционирует, но тоже рискует повторить судьбу предшественника: его дебиторская задолженность составляет почти миллиард рублей.

Будет ли толк?
Тем не менее уничтожение посредников пока ничего не меняет в схеме работы железнодорожной монополии. По словам источника РБК, «Росжелдорснаб» уже не в первый раз меняет подобные конторы на новые - «чистые» и нескомпрометированные.
Проблему с посредниками могло бы решить введение конкурсной процедуры. Однако, несмотря на прямое требование со стороны Игоря Сечина сделать это, железнодорожники спустили этот вопрос на тормозах. «Никому не хочется пилить сук, на котором сидишь», - образно объясняет поведение руководства снабженцев источник

 

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:43Дома у жителя Оленегорска нашли обрез, порох и сотню патронов

20:25Курс евро и доллара на выходные вырос

19:14Жителю Мончегорска грозит штраф в 1 млн за игорный бизнес

18:16Северянка после пьянки обокрала спящего знакомого

17:39В Мурманске легковушка и микроавтобус не поделили дорогу

17:11В Мурманском торговом порту гендиректора Александра Масько назначили на новый срок

16:42Синоптики предупреждают о пожарной опасности в Ловозерском районе

16:25Житель Спутника украл у собутыльника пистолет, документы и датчик дождя

16:03В Мурманск прилетел секретарь Совета Безопасности РФ

15:48Рецидивистка из Апатитов украла у знакомого 140 тысяч

15:27Ремонт фасадов мурманских домов продлится до заморозков

15:10В Мурманске Chevrolet собрал «паровозик» из пяти авто

14:59В Кандалакше за неуплату алиментов задержали 26-летнего северянина

14:38В центре Мурманска отметят День флага России

14:14Почётного донора Мурманска осудили за ложное сообщение о теракте в школе

13:56Вирус Коксаки не затронул туристов из Мурманской области

13:32Передайте показания электросчетчиков в «КолАтомЭнергоСбыт» с 20 по 25 августа

13:07В Мурманске опознали тело, всплывшее на Семёновском озере

12:49Корабли и суда Северного флота прибыли в порт Дудинку

12:28Пенсионер из Заполярья заплатит 2 тысячи за убийство и расчленение собак

12:11«Колэнерго» и «Апатит» объединят усилия для повышения надежности электроснабжения

11:52СКР начал проверку по факту взрыва запала гранаты в руках мурманчанина

11:30Атомная подводная лодка «Северодвинск» выполнила ракетную стрельбу

11:07Потерявший ход траулер «Хугинн» буксируют в порт Мурманска

Все новости