10:0530.06.11

Поморы намерены создать в регионе транспортно-логистический центр, несмотря на большую конкуренцию со стороны Балтики

Поморы намерены создать в регионе транспортно-логистический центр, несмотря на большую конкуренцию со стороны Балтики

Перспективы Архангельского морского порта и создания в регионе транспортно-логистического центра обсуждались на заседании Совета по морской деятельности при губернаторе Архангельской области.
Определенные сомнения на счет перспектив развития высказал заместитель генерального директора ОАО «Архангельский морской торговый порт» (АМТП) Виктор Воробьёв. По его словам, значительного увеличения объемов грузооборота в ближайшем будущем ожидать не стоит. Причина тому - высокая конкуренция со стороны балтийских портов. Они более дешевые и располагаются ближе к городам Западной Европы. «В Архангельске из-за необходимости ледовой проводки портовые сборы самые высокие не только в России, но и в мире», - сказал Виктор Воробьёв.
На вопрос заместителя председателя Совета по морской деятельности, министра промышленности, транспорта и связи Архангельской области Эрнеста Белокоровина, станет ли владелец АМТП - ОАО «ГМК «Норильский Никель» участвовать в финансировании проекта «Белкомур», который должен значительно увеличить грузооборот порта за счет строительства нового глубоководного района, Виктор Воробьев ответил, что пока существующие мощности порта вполне устраивают руководство «Норникеля». «Убедить собственника вложиться в этот проект будет сложно», - подчеркнул он.
Еще менее радужные перспективы обрисовал директор Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» Николай Правилов. По его словам, филиал, имея самое большое и сложное хозяйство среди всех подразделений Росморпорта, несет ежегодные убытки в 400 млн рублей. Существующего объема грузооборота в 6,5 млн тонн в год недостаточно для выхода на рентабельность. Для этого необходимо выйти на уровень не менее 9 млн тонн в год, что, по мнению директора филиала, в ближайшее время вряд ли произойдет.
Вместе с тем есть перспективы проведения дноуглубительных работ и доведения глубины судоходных каналов до 10,3 метра, что позволит судам с большей осадкой заходить в порт. Для этого руководство Росморпорта планирует приобрести специально для Архангельского филиала новый земснаряд зарубежного производства. «Это не новое оборудование, но оно значительно мощнее, чем то, что сейчас есть у нас», - сказал Николай Правилов.
С более позитивным взглядом на перспективы порта выступил директор Архангельской конторы-филиала ОАО «ГМК «Норильский Никель» Иван Чемко. Он настаивал на том, что географическое положение Архангельска более выгодно, чем других российских портов. Главное его преимущество - выход в мировой океан, независимый от других государств, чем не может похвастать ни Санкт-Петербург, ни Новороссийск. Мурманск же, по словам Ивана Чемко, давно исчерпал свои возможности по доставке грузов железной дорогой. К тому же, мы на 600 км ближе к Москве. Главное, что нужно сделать - это уменьшить сборы за ледовую проводку.
- Во всех северных странах ледокольный флот принадлежит государству, поэтому порт не платит за проводку судов, - отметил Иван Чемко. - Государство должно озаботиться этой проблемой, как вариант, ввести сбор с каждой тонны груза, чтобы оплачивать ледовую проводку.
Еще больше оптимизма внес заместитель министра промышленности, транспорта и связи Архангельской области Сергей Львов, рассказавший о создании в регионе транспортно-логистического центра. Для оценки ситуации и определения стратегических направлений развития Архангельского транспортного узла при министерстве была создана рабочая группа, куда вошли ведущие участники транспортно-логистической инфраструктуры - судовладельцы, транспортники, экспедиторы.
- В результате работы были выявлены сильные стороны архангельского транспортного узла. Это круглогодичная навигация, наличие незагруженных мощностей у АМТП в части контейнерного оборота, невысокий уровень портовых тарифов на стивидорные услуги по сравнению с возможными портами-конкурентами, а также экспортная ориентация Северного морского пароходства, и как следствие - наличие свободного импортного фрахта, - отметил замминистра.
В числе главных задач, которые определила рабочая группа - снижение тарифов по ледокольному и лоцманскому сборам, уравнивание портовых и ледокольных сборов для всех портов РФ, снижение тарифов и сборов для судов, перевозящих новые грузы, привлечение импортных проектных грузов для дальнейшего транзита не только в северные регионы, но и по всей территории РФ.
- Анализ собранной информации показал, что часть вопросов являются организационными. Большинство же высказанных предложений требует значительных финансовых инвестиций со стороны государства и бизнеса, - подчеркнул Сергей Львов. - Для этого требуется создание транспортно-логистического центра, как механизма реализации транспортной политики Архангельской области. Создание такого центра необходимо для консолидации всех программ по развитию каждого элемента транспортного комплекса Архангельска.
Логическим продолжением проводимой работы станет создание при Совете по морской деятельности постоянно действующей межведомственной комиссии, в которую помимо членов рабочей группы войдут представители федеральных органов, работающих на территории региона, а также областных министерств.

Поделиться: