17:5312.07.11

Северный морской путь - альтернатива на рынке грузоперевозок России

Северный морской путь - альтернатива на рынке грузоперевозок России

Через два дня по Северному морскому пути в Северный Китай отправятся два балкера Мурманского морского пароходства «Михаил Кутузов» и «Дмитрий Пожарский» с общим грузом около 40 тысяч тонн. Ожидается, что путь займёт немногим более 25 дней. Об этом было заявлено на сегодняшней пресс-конференции, посвящённой совместному рейсу ОАО «ММП» и ОАО «ЕвроХим» по перевозу железорудного концентрата трассой Северного морского пути. Участие во встрече с региональными журналистами приняли генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша (слева), генеральный директор ОАО «Мурманское морское пароходство» Александр Медведев (справа) и директор по логистике ОАО «МХК «ЕвроХим» Игорь Нечаев (в центре). 
Игорь Нечаев сообщил, что в самом начале переговоров с грузоперевозчиком о транспортировке железорудного концентрата трассой Северного морского пути были большие сомнения, что удастся согласовать все сложные моменты, связанные с этим проектом. «Но энтузиазм коллег сделал своё дело, и то, что мы обсуждаем сегодня как свершившееся, это полностью заслуга Вячеслава Владимировича и Александра Михайловича, - отметил Игорь Нечаев. - Не могу не отметить важность участия в нашей работе Мурманского морского торгового порта, без которого у нас не было бы возможности провести погрузку концентрата с Ковдорского ГОКа в тех объёмах, которые мы сегодня имеем».
По большому счёту итогом достигнутого взаимопонимания между тремя компаниями стало открытие альтернативного пути для грузов компании «ЕвроХим», которые она поставляет в Китай. Сейчас она использует традиционный путь вокруг Африки для перевозки железорудного концентрата. Транспортировка по этому пути занимает около 2 месяцев. К тому же после отгрузки концентрата его необходимо транспортировать в Китай железной дорогой через Забайкальск, где часто происходят различные природные катаклизмы. «Я уже не говорю о тех проблемах, которые могут возникнуть в ходе передвижения судна - здесь стоит отметить непрекращающиеся революции в странах Северной Африки и опасностях от  действий пиратов в этом районе, - заметил Игорь Евгеньевич. - Мне не верилось, что договорённость по транспортировке нашего груза через Севморпуть будет достигнута. Все мы представляем себе Северный морской путь как достаточно суровый, труднопроходимый, а значит и затратный маршрут. И в первую очередь затраты являлись главным негативным фактором в реализации этого проекта. Однако нас убедили в обратном, и сегодня мы можем говорить, что трасса Севморпути доступна для движения сухогрузов. Сегодня я могу говорить, что транспортировка груза, которая стартует через два дня, - случай не единичный. Это новая веха в продвижении сухогрузов с серьёзными объёмами по Северному морскому пути».
Директор по логистике «ЕвроХима» сообщил, что планы компании в отношении перевалки грузов через Северный морской путь не ограничиваются одним годом и рассчитаны на несколько лет вперёд ввиду стратегической и экономической эффективности использования этого маршрута. 
Вячеслав Рукша отметил, что сейчас происходит переориентация судов «Атомфлота» на транспортную работу. Раньше 95% всей работы атомных ледоколов приходилось на обеспечение нужд компании «Норильский никель» по транспортировке их грузов. Но в настоящее время комбинат имеет собственный мощный флот кораблей арктического класса, которые способны самостоятельно идти через льды толщиной  до 1,5 метра без поддержки ледокола. «В этих условиях ледокольный флот должен больше ориентировать себя на транзитную работу  для обеспечения высоких скоростей прохождения грузов по Северному морскому пути, - заметил Вячеслав Владимирович. - Сегодня с ростом грузопотока в портах России, а это в особенности касается порта Приморск и порта Санкт-Петербург, требуется совершенно иной подход в организации ледокольного обеспечения. Это касается и Мурманской области, где с развитием порта Витино появились крупнотоннажные танкера. Я убеждён, что с конца июня  и практически до конца декабря грузы можно и нужно возить Северным морским путём. Это эффективно и безопасно».
Вячеслав Рукша выразил сожаление, что договорённость о транспортировке железорудного концентрата Северным морским путём не была достигнута в прошлом году. Однако он удовлетворён тем, что в году текущем работа началась так рано. Теперь стоит вопрос о наращивании объёмов транспортировки. 
Все организаторы пресс-конференции заявили о готовности обеспечить транспортировку больших объёмов груза и большей частоты рейсов, поскольку, чем быстрее будет происходить транспортировка груза, тем быстрее груз будет продан на рынке. Но чтобы говорить об этом, необходимо заключить соглашение, которое позволяло бы с уверенностью и заранее готовиться к такого рода вояжам по Северному морскому пути. «Я должен быть уверен, что, например, в этом году ОАО «МХК «ЕвроХим» собирается перевезти по Севморпути 2 млн тонн. Я заранее буду планировать навигацию ледоколов, пароходство также будет в установленные сроки предоставлять свои суда под груз, - поделился своими планами  руководитель «Атомфлота». - Думаю, нам необходимо  заключить соответствующее соглашение».
Вячеслав Рукша отметил, что роль Северного морского пути растёт не только для Российской Федерации, но и для других стран, которые используют его для транспортировки своих грузов. Об этом заявил на недавнем заседании Морской коллегии в Нарьян-Маре и вице-премьер РФ Сергей Иванов. Поэтому на ближайшие годы серьёзно встанет вопрос обновления и совершенствования ледокольного флота. Естественно в планах страны заложено строительство трёх новых атомных ледоколов. «Это будут универсальные атомные двухосадочные ледоколы, способные работать в Енисее и Оби, - рассказал Вячеслав Владимирович. - Рассчитаны они будут на 40 лет эксплуатации. В новых ледоколах будет использоваться принципиальная новая атомная установка повышенной безопасности, что особенно актуально в свете недавнего инцидента с течью вспомогательных систем первого контура на ледоколе «Таймыр». Отвечать за постройку судов скорее всего будет Объединённая судостроительная корпорация».
По его словам, предполагается завершить строительство  трёх ледоколов до 2023-2025 годов. До этого времени работать будет старый флот атомных ледоколов.

Поделиться: