14:5814.07.11

Cтроительство новых атомных ледоколов может усложниться

Cтроительство новых атомных ледоколов может усложниться

Как мы уже сообщали, в России решено построить новые атомные ледоколы, которые должны по идее со временем заменить действующий ледовых богатырей «Атомфлота». Однако на этом благом пути могут возникнуть дополнительные труднопреодолимые преграды.
В первую очередь связано это с исполнителем государственного заказа. Напомним, что до сих пор единственным отечественным судостроительным предприятием, спускавшим на воду атомные ледоколы, был санкт-петербургский Балтийский завод, расположенный на Васильевском острове. Справедливости ради стоит сказать, что корпуса двух мелкосидящих атомоходов - «Таймыра» и «Вайгача» - строились на верфях финского судостроительного гиганта «Вяртсиля».
И вот сейчас в этом сложном и архиответственном деле появился новый игрок.
АО «Объединенная судостроительная корпорация»  (ОСК) уже определилось с местом строительства ледоколов, сообщает www.dp.ru. В случае если этот заказ достанется корпорации, основной объем работ по этому заказу выполнит ОАО «Адмиралтейские верфи», пояснил представитель ОСК.
Конкурс на строительство трех атомных и трех дизель-электрических ледоколов Минтранс может объявить до конца года. Строительство ледоколов должно начаться в 2012 году. Окончание строительства - 2020 год. Адмиралтейским верфям поможет совместное предприятие ОСК и южнокорейской корпорации STX - верфь Archtech HelsinkiShipyard Oy в Хельсинки. Там будут производиться монтаж сложных узлов и окончательная отделка.
Возможный заказ на строительство ледоколов затормозит переезд Адмиралтейских верфей в Кронштадт, куда ОСК ранее собиралась перевести это предприятие и на его базе строить новую суперверфь.
«На сегодня портфель заказов «Адмиралтейских верфей» сформирован до 2017-2018 годов. Там есть и те заказы, на которые мы рассчитываем и резервируем под них производственные мощности. Ледоколы входят в их число», - говорит представитель ОСК. По его словам, на Котлине ОСК строит новую верфь и пока переносить производственные мощности Адмиралтейских верфей туда не планируется.
«Ледоколы, вероятно, будут строиться на двух площадках: на старой и на новой в Кронштадте, которая будет запущена в 2015 году. Иначе построить до 2020 года шесть ледоколов невозможно», - говорит аналитик инвестиционной компании «ЛМС» Дмитрий Марков.
«В ОСК, передавая заказ на «Адмиралтейские верфи», видимо, понимают, что их перенос откладывается», - отмечает начальник аналитического отдела ИК «Энергокапитал» Александр Игнатюк.
Эксперты считают, что строительство ледоколов на «Адмиралтейских верфях» существенно удорожит этот проект. «Учитывая отсутствие практики строительства подобных объектов в последние годы, стоимость заказа со временем может увеличиться в 1,5-2 раза, - считает Александр Игнатюк. - Единственный подобный проект - строительство плавучей АЭС - реализуется сейчас на Балтийском заводе, и передача строительства ледоколов этому предприятию, вероятно, смогла бы удешевить процесс». «Адмиралтейские верфи не строили подобных судов с 1956 года. Ледоколы будут золотыми», - говорит топ-менеджер крупного судостроительного предприятия.
В ОСК считают, что не следует ставить исполнение стратегического для России заказа в зависимость от капризов предыдущих владельцев «Балтийского завода». Предприятия «Северная верфП» и «Балтийский завод» принадлежат Объединенной промышленной корпорации, аффилированной с банкротом - «Межпромбанком» Сергея Пугачева. Сейчас верфи ОПК находятся в залоге у Центробанка по просроченному кредиту в 32 млрд рублей.
Представители ОСК осторожно рассуждают о перспективах Балтийского завода. «Его собственники затягивают судебные тяжбы, параллельно выводя активы. Сначала мы должны оценить масштаб разрухи, и после этого будет принято решение о судьбе предприятия», - говорят в ОСК.
Аналитики считают передачу строительства ледоколов на Адмиралтейские верфи политическим шагом ОСК в борьбе за верфи ОПК. «Уменьшив заказы на «Балтийском заводе», ОСК достигнет двух целей: снижения стоимости активов ОПК и ускорения их продажи», - считает аналитик Дмитрий Марков.

 

Поделиться: