09:2724.08.11

Лёд ещё не сошёл, а противостояние нарастает?

Лёд ещё не сошёл, а противостояние нарастает?

На Крайнем Севере Канады, где продолжаются крупнейшие в этом регионе военные учения, ждут премьер-министра страны Стивена Харпера. По оценке экспертов, Оттава посылает недвусмысленный сигнал Москве, которая готовится подать заявку в ООН в надежде увеличить свой арктический шельф на 380 тыс. квадратных миль. Кроме того, они считают, что у России больший потенциал для развития судоходных путей через Северный Ледовитый океан, которые могут возникнуть из-за таяния льдов, сообщает www.ng.ru
По мере того как некогда прочно скованную льдом Арктику обнажает глобальное потепление, ее нефтяные и рудные месторождения становятся все доступнее для разработки, а международное соперничество за природные сокровища региона возрастает.
На этом фоне Канада уже более двух недель проводит военные учения на Крайнем Севере, в которых принимают участие более 1100 моряков, летчиков и солдат.
Впервые задействованы самолеты-беспилотники: похожие дроны Оттава использует в Афганистане, где этим летом завершает свое военное присутствие. Сегодня в регион уже в шестой раз с ежегодным визитом прибудет председатель правительства Стивен Харпер, который, отдав дань памяти жертвам субботней авиакатастрофы, унесшей жизни 12 человек, должен выступить с рядом экономических инициатив, направленных на развитие канадской Арктики.
Напомним, что Канада раскрыла детали текущих военных учений в июле, вскоре после заявления Москвы о том, что два подразделения Воздушно-десантных войск РФ могут быть развернуты в Арктике в составе межвидовой группировки. Москва и Оттава проводят геологические исследования, чтобы в следующем году обратиться в ООН с просьбой об увеличении своей территории за счет подводного континентального шельфа. Россия надеется оформить права на четверть мировых нетронутых углеводородных резервов, богатые рыбой и морепродуктами воды.
Уже не первый год арктические державы - Россия, Канада, США, Дания, Швеция, Финляндия, Исландия и Норвегия - пытаются договориться о совместном освоении богатств Крайнего Севера. Недвусмысленный интерес к региону проявляют и многие другие игроки, включая Китай, Японию, Южную Корею, ЕС. Очередной шаг в направлении международного арктического сотрудничества был сделан в мае: на саммите арктические государства разделили обязанности по поисково-спасательным операциям в регионе и договорились о выработке правил по предотвращению и очистке нефтяных разливов. Другой эпизод - совместная учебная операция канадских, американских и российских военных в Арктике «Бдительный орел», прошедшая в этом месяце.
Несмотря на то что в качестве основных принципов заявлены кооперация и сотрудничество, каждая из сторон пытается выиграть для себя определенные преимущества. Как заявил в июле премьер-министр России Владимир Путин, «мы открыты для диалога с нашими зарубежными партнерами и со всеми нашими соседями по арктическому региону, но, конечно же, мы будем твердо и последовательно отстаивать наши собственные геополитические интересы».
«Вопреки публичным заявлениям о мире и сотрудничестве в Арктике, исходящим от арктических государств, стратегическая ценность этого региона растет, - считает канадский ученый Роб Хьюберт. - И по мере роста этой ценности каждое государство придает все большее значение собственным национальным интересам в регионе. Арктические государства могут говорить о сотрудничестве, но они готовятся к конфликту».
В то же время, по словам другого канадского специалиста Майкла Байерса, вероятность вооруженного конфликта за господство в регионе мала. По его мнению, Оттаву беспокоят иные угрозы, которыми чревато таяние полярных льдов и развитие судоходства, - преступность, контрабанда, нелегальная иммиграция, терроризм. Международные морские организации отмечают, что количество судов в арктических водах неуклонно растет, и вырабатывают новые нормативы безопасности для полярных водных маршрутов, обслуживающих разработки месторождений полезных ископаемых, северные поселения и туристические круизы. Еще несколько лет назад этих маршрутов просто не существовало. Частные инвесторы все активнее вкладываются в исследование и разработку арктических месторождений, преодолевая все бюрократические барьеры.
По данным американских исследователей, уже к 2030 году из-за глобального потепления в регионе может вовсе не остаться льда. Путь между Европой и Азией по Северному Ледовитому океану предпочтительнее маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы, так как короче примерно на треть.
По оценке Мишеля Рокара, посла Франции по полярным вопросам, если в ближайшие десятилетия арктический лед действительно растает, у российского северного пути будет больше шансов состояться, нежели у канадского, так как у Оттавы не хватит средств, чтобы создать необходимую инфраструктуру. Канада не заинтересована в судоходстве в полярных водах и сдалась в гонке за право в будущем привлечь существенную часть трафика коммерческих судов, заявил он. Напротив, Россию французский эксперт назвал «арктической державой» с несколькими ледоколами, включая четыре новых, работающих на атомном топливе. Пусть российский путь немного длиннее - он менее извилист, а прибрежные зоны освоены и заселены гораздо лучше, чем в Канаде.
Вместе с тем, по убеждению Роба Хьюберта, данный вопрос полностью сводится к политической воле и экономической оценке. «Мы еще не решили, хотим ли мы, чтобы международное судоходные пути пролегали через наши территориальные воды, - отметил он. - Лед еще не сошел, а значит, нет и экономических основ для трансполярного судоходства». Он подчеркнул, что сегодня Северный Ледовитый океан представляет меньше интереса для бизнеса, чем путь через Суэц или вдоль побережья Южной Америки, так как судоходный сезон в Арктике короче, требуются дополнительные расходы на сопровождение ледоколами, не существует карт, которые отражали бы последние изменения в расположении ледовых масс. Иными словами, скорее всего арктические воды останутся затратнее и опаснее, по крайней мере - на протяжении ближайших 25-30 лет.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

15:15Травмирование ребенка в Кировске из-за ледяной фигуры: родители проигнорировали предупреждения

14:1811 человек тушили пожар в мурманской квартире

14:10Из ДТП на Беринга в Мурманске спасли одного человека

10:30Работы по созданию Мурманского транспортного узла выполнены на треть

08:44Синоптики на Кольском полуострове прогнозируют снег и температуру от 0 до +5º

20:0250 заполярных музыкантов примут участие в конкурсе «Унисон»

19:15Житель Североморска попался на КПП с поддельными документами

18:10На склоне в Хибинах снова прокатятся в бикини

17:30Автодорогу Мишуково-Снежногорск перекроют из-за взрывных работ

16:40Экомобиль соберет в Мурманске ртутные лампы и градусники

16:36Сегодня мурманская «научка» отправится в большое плавание

16:05В субботу покажут первый масштабный концерт шоу «Песни»

15:45Полпред СЗФО Беглов обсудил социально-экономическое развитие Заполярья

15:40В России планируют создать цифровой электросетевой комплекс

15:15В Полярном задержали религиозных экстремистов [видео]

14:59Полиция разыскивает в Мурманске велосипедного вора

14:37На отлов и содержание безнадзорных животных в Заполярье выделили больше 100 тысяч

14:27В Кандалакше водитель «девятки» сбил девушку на дороге

14:12Бывшего чиновника из Енского осудили за незаконное оформление земельных участков

13:56Дмитрий Медведев проведет в Мурманске совещание по развитию рыбной отрасли

13:13«Клавдия Еланская» ошвартовалась у причала Островного без помощи буксира СФ

12:45Возбуждено еще одно уголовное дело против недобросовестной УК в Мурманске

12:44Житель Мурманска вынес из табачного киоска сигареты на сумму 60 тысяч

12:11Показания электросчетчиков жители Мурманской области могут передать на выходных

Все новости