15:3501.09.11

Россия более готова к превращению Северного морского пути в привлекательную альтернативу Суэцкому каналу

Россия более готова к превращению Северного морского пути в привлекательную альтернативу Суэцкому каналу

«Арктика продолжает нас удивлять. Мы теряем морские льды быстрее, чем ожидалось, и это заставляет нас пересмотреть ряд прогнозов», - отмечает Марк Серрезе, возглавляющий Национальный центр данных по исследованию снега и льда в Университете Колорадо.
По мере того, как льды отступают к северу, к Арктике начинают проявлять внимание страны, лежащие на большом удалении от высоких широт. Так, о намерении выкупить значительную часть территории Исландии заявил китайский миллиардер Хуанг Нубо, о чём ИА «Nord-news» уже сообщало. Официально объяснение - намерение построить курорт. Миллиардер планирует реализовать в Исландии проект стоимостью до 175 млн долларов, который будет включать пятизвездочный отель, поля для гольфа и прочую туристическую инфраструктуру.
Специалисты утверждают, что эта сделка даст Китаю возможность претендовать на ресурсы Арктики. Так, эксперты газеты «Файнэншл таймс» предполагают, что за миллиардером могут стоять официальные власти КНР, которые благодаря этому получат доступ к полярным территориям, где сосредоточено до 25% неразведанных мировых запасов нефти и газа.
Пока основными претендентами на ресурсы Арктики являются восемь государств - Россия, Канада, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, США и Исландия. Если говорить о ближайшей перспективе, то наиболее реальными для освоения являются транспортные возможности, которые открывают отступающие льды.
Согласно опубликованным в мае данным исследования, которое провела Программа экологического мониторинга и оценки Арктики, льды Северного Ледовитого океана тают быстрее, чем прогнозировала экспертная комиссия ООН по переменам климата. По новым прогнозам, в течение ближайших 30-40 лет Северный Ледовитый океан начнет летом полностью освобождаться ото льда. Северо-Западный проход, идущий вдоль северного побережья Канады, предположительно станет свободным ото льда еще раньше - через 20 лет.
Похожие процессы происходят и в районе Северного морского пути от Баренцева моря до Берингова, что может сильно повлиять на глобальные логистические решения. Недавно обнародованная правительством Дании Арктическая стратегия утверждает, что маршрут от Европы до Сиэтла через Северо-Западный проход на 25 % короче, чем через Панамский канал. «Экономические выгоды этих новых маршрутов потенциально могут стать очень весомыми», - говорится в датском документе.
Канада разработала собственную Арктическую стратегию, однако, по-видимому, не готова к тому, чтобы развивать торговое судоходство по Северо-Западному проходу. Пока в этом районе нет необходимой для судоходства инфраструктуры, и, как считает авторитетная канадская газета «Глоб энд мэйл», нет оснований надеяться на скорые перемены в этой области.
Аналогичной точки зрения придерживается и бывший премьер-министр Франции Мишель Рокар, занимающий сейчас пост французского представителя по делам Арктики и Антарктики. Побывав в Арктике на борту канадского ледокола «Амундсен», он заявил: «У меня такое впечатление, что Канада отказалась от борьбы за то, чтобы привлечь в ближайшие 25-30 лет большую часть грузопотоков на свой арктический путь».
В то же время, добавил Рокар, Россия более готова к превращению Северного морского пути в привлекательную альтернативу Суэцкому каналу. Здесь действуют четыре атомных ледокола, строится еще как минимум один. Кроме того, Россия объявила, что создаст на побережье от Чукотки до Баренцева моря девять центров экстренного реагирования, оснащенных спасательной, противопожарной и вертолетной техникой.
По мнению координатора российской программы Всемирного фонда дикой природы доктора наук Алексея Книжникова, без таких центров любые коммерческие операции в Арктике чреваты огромными опасностями. Эти риски будут существенно снижены. Кроме того, вдоль Северного морского пути строятся 15 новых станций наблюдения и 30 автоматизированных постов наблюдения.
Канада проигрывает в таком сравнении. Её проблемы связаны с географией и политикой. С точки зрения географии, через многочисленные острова Канадского архипелага нет четко обозначенного маршрута. Вдоль Северо-Западного прохода очень мало объектов инфраструктуры. В поселки, находящиеся вдоль маршрута, можно попасть только самолетом. Кроме того, в Канаде последние изменения в таянии льдов пока не нанесены на карту в интересах судоходства. У нее нет ледоколов, необходимых для проводки судов. Поэтому компании пока с неохотой идут на пересмотр морских маршрутов, сообщает «ТПП-Информ».

Поделиться: