12:1506.09.11

Тимур Митупов: «В этом году СМП положил начало альтернативному пути перевозки больших объемов рыбной продукции с Дальнего Востока в Северо-Западные регионы России»

Тимур Митупов:  «В этом году СМП положил начало альтернативному пути перевозки больших объемов рыбной продукции с Дальнего Востока в Северо-Западные регионы России»

О важности развития Северного морского пути вчера заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на межрегиональной конференции отделений партии «Единая Россия» в Череповце. «Надеюсь, уже в обозримой перспективе начнет постоянную, стабильную работу Северный морской путь (СМП). И мы уверены, что он сможет составить конкуренцию традиционным торговым линиям и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству перевозок», - сказал Владимир Путин.
«Основной базой для Северного морского пути, конечно, должен стать Мурманск», - отметил премьер-министр, о чём сообщают российские информагентства.
Руководитель Аналитического центра информационного агентства по рыболовству Тимур Митупов (фото) дал ИА «Nord-news» специальный комментарий по этому поводу: «Впервые за постсоветский период в августе текущего года была организованна транспортировка лососевых видов рыб с Дальнего Востока в Санкт-Петербург через Северный морской путь.
Должен отметить, что 18 сентября 2008 года президент РФ утвердил Основы государственной политики в Арктике, в которых чётко прописано, что использование Северного морского пути относится к основным национальным интересам государства в Арктике. Приняты Морская доктрина России и Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года. По моему мнению, для восстановления Севморпути необходим комплекс мер по развитию инфраструктуры и транспортного потенциала, включая государственную федеральную целевую программу по восстановлению транзитных перевозок по нему (снижение с 6,7 млн тонн в 1989 году до 2 млн тонн в современный период).
Мы должны понимать, что Севморпуть - это не только национальная транспортная магистраль России (внутренний маршрут между Северо-Западными и Дальневосточными регионами России). С учетом перспектив он может стать евроазиатским транспортным коридором между Европой, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Тихоокеанского побережья США и Канады
Таким образом, в этом году СМП положил начало альтернативному пути перевозки больших объемов рыбной продукции с Дальнего Востока в Северо-Западные регионы России. В перспективе меняющиеся ледовые условия могут превратить Севморпуть в альтернативный маршрут для торгового судоходства, что позволит сократить время нахождения судов в пути в сравнении с южным морским путем и, соответственно, расходы. В целом, предстоит сделать ещё многое для модернизации инфраструктуры Северморпути: строительство современных ледокольных судов, спасательных баз, портов. Необходимо, досконально отработать  маршруты и период навигации, а также урегулировать сроки доставки грузов, проработать механизм обеспечения грузопотоками Севморпути, и т.п. Кроме того, тарифы на услуги ледокольного флота необходимо сделать максимально гибкими в зависимости от сезона плавания, района плавания, класса судов, типа и специфичности груза.  При определении тарифов на перевозку рыбы нужно учитывать, что рыба - это социально значимый продукт, который во многом обеспечивает продовольственную безопасность России.
Напомню, что Северморпуть уже прошли два транспортных рефрижератора с камчатской рыбопродукцией на борту - «Коммунары Николаева» и «Капитан Пряха» судоходной компании ООО «Дальрифер», которые доставили в Санкт-Петербург более 9,5 тысячи тонн лосося. На борту третьего судна - ТР «Берега Надежды», вышедшего по Севморпути в направлении Северной столицы в конце августа, - еще более 8 тысяч тонн красной рыбы. В настоящее время руководство  ОАО «Мурманское морское пароходство» вышло с предложением в Росрыболовство о готовности к транзитному рейсу через Северморпуть в европейскую часть России. Рефрижератор ММП может взять на борт дальневосточную свежемороженую рыбу. Всего же в планах дальневосточных рыбаков в этом году доставить по Северному морскому пути в общей сложности около 43 тысяч тонн рыбы.
Конечная цель проекта доставки рыбы через Северморпуть - это сделать эффективным, стабильным и малозатратным альтернативный путь доставки рыбы с Дальнего Востока в Центральную часть России. Потенциал рыбного рынка позволяет увеличить объёмы перевозок рыбы морским транспортом через Северморпуть, и создать железнодорожным перевозкам и автоперевозчикам здоровую конкуренцию. 
В настоящее время Росрыболовство проводит работу по снижению тарифов на перевозку рыбы через Северморпуть. Я думаю, что мы придем к разумному консенсусу. Росрыболовством уже проведены переговоры с Федеральной службой по тарифам, «Атомфлотом» и Минтрансом России.
Необходимо урегулировать вопрос с Федеральной таможенной службой, по решению проблемы оформления документов на рыбопродукцию в режиме дальнего каботажа, а не таможенного транзита. Если эти проблемы будут решены, то потенциал доставки рыбы через Северморпуть может увеличиться. Стоит отметить, что на 2012 год прогноз объемов перевозки рыбы через Северный морской путь оценивается  в 80-100 тысяч тонн.
Если новые параметры стоимости фрахта позволят добиться транспортной экономии, то возможность снижения затрат на рыбу и рыбопродукцию при уменьшении транспортного плеча - следующий этап развития альтернативного пути доставки рыбы.  Это поможет обеспечить не только экономическую эффективность этого направления, но и долгосрочной стратегической цели - насыщения внутреннего рыбного рынка и достижения продовольственной безопасности страны по рыбе.
Альтернативный путь позволит увеличить поставку рыбы на внутренний рынок с Дальнего Востока (около 66% от общего вылова) в Европейскую часть России. Не будем забывать, что по состоянию на начало 2011 года в Европейской части России проживало  73,68% россиян от общего населения страны. Это основная группа потребителей рыбы и морепродукции.  Северморпуть позволит  устранить дефицит в хранении и разгрузить изношенные портовые, холодильные и производственные мощности Дальнего Востока. Увеличение грузопотока с Дальнего Востока позволит рыбакам сэкономить на производственных расходах по хранению и другим логистическим издержкам, снизить административные барьеры и излишние проверки на пути рыбы с Дальнего Востока к основным регионам-потребителям рыбы и рыбопродукции».

Поделиться: