18:4529.09.11

Николя Фондраз: «Мы считаем, что транспортировка сжиженного газа на дальние расстояния - это ответ на потребности планеты»

Николя Фондраз: «Мы считаем, что транспортировка сжиженного газа на дальние расстояния - это ответ на потребности планеты»

Николя Фондраз (фото 1), Руководитель Штокмановского проекта, Тоталь Разведка Разработка Россия, на IV Международной конференции «Освоение Арктического шельфа: шаг за шагом» рассказал об интересах французской компании в России.
«Тоталь» - одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира, где работает более 90 тысяч человек, - сообщил он. - Каждый год вкладываем порядка 20 млрд долларов в разведку и разработку углеводородов и 1 млрд долларов - в научные исследования. Работаем в Арктике уже больше 25 лет. В Канаде мы приняли участие в бурении более 60 скважин, причем в половине случаев «Тоталь» выступила в качестве оператора. Кроме этого мы занимаемся получением нефти из нефтяных песков Альберты (юго-западная провинция Канады. - Авт.). Планируем построить большую установку для переработки нефтяных песков. Также мы являемся партером Норвегии в проекте «Белоснежка». Историю нашей работы в России можно разбить на 3 этапа: сначала Харьягинское СРП (соглашение о разделе продукции), подписанное в 1995 году, потом в 2008-м подписали договор с «Газпромом» и компанией «Cтатойл» о разработке первой фазы Штокмана. Третий этап нашего присутствия в России начался в 2011-м, когда создали стратегический альянс с российской компанией «НОВАТЭК», приобретя там долю -12,8%. И есть договоренность увеличить ее до более 19% в течение 3-х лет. Сейчас обсуждаем детали участия в проекте «Ямал СПГ».
Сейчас обсуждаем детали участия в проекте «Ямал СПГ». По проекту разработки Харьягинского нефтяного месторождения в НАО получили работу в качестве оператора, и занимаемся этим уже более 10 лет безостановочно. В 1999 году вступило в силу Харьягинское СРП. Партнерами являются «Статойл», «Газпром», «Зарубежнефть» и Ненецкая Нефтяная Компания. Сейчас реализуем третью фазу проекта и получаем 3 тысячи баррелей нефти в сутки.
С какими столкнулись проблемами? Во-первых, все оборудование должно быть приспособлено для работы в условиях Крайнего Севера, столкнулись с большими перепадами температур: от минус 53-х градусов зимой, до плюс 20-30 градусов летом. У вас должны быть созданы нормальные условия для работы, для обеспечения безопасности наших сотрудников.
Также в этом году должно быть принято инвестиционное решение по разработке Термокарстового газоконденсатного месторождения. Это очень важный для нас проект, тоже с компанией «НОВАТЭК», где она будет оператором. Мы считаем, что у этого месторождения есть потенциал добычи более 40-50 млрд кубических метров газа. Компания «НОВАТЭК» растет капиталом по 12% в год, и является вторым по величине производителем газа в России. Есть договоренность о том, что мы будем иметь место в совете директоров. Мы вложились в эту компанию, потому что у «Тоталь» есть цель - совместно развивать проект «Ямал СПГ». Подписали соглашение о партнерстве в этом проекте с долей 20%, у «НОВАТЭК» - 51%. Мы должны выйти других иностранных партнеров. Это крайне сложный проект, который помимо разработки месторождения включает в себя строительство завода СПГ с мощностью 15 млн тонн газа в год, он - гораздо более сложный, чем Штокман. Под этот проект придется разработать совершенно новый тип судна, которое сможет работать в ледовых условиях. Это газовоз, который одновременно будет являться и ледоколом. При разработке этого месторождения будет технологический прорыв. Придется провести там дноуглубительные работы, оценить воздействие на окружающую среду. Если мы хотим разрабатывать ресурсы в Арктике, то должны уважать хрупкие экосистемы. Мы должны оценить условия вечной мерзлоты на Ямале, которые еще недостаточно изучены.
Одна из сложностей проекта в том, что ледовый покров держится более 270 дней, и нужен новый тип судна, который одновременно является газовозом и ледоколом.
Проект Штокмана - крупномасштабный, что значительно все усложняет. К тому же оно расположено в 550 км от берега, и ожидаются большие сложности с транспортировкой. Кроме того, есть проблемы с ледовыми полями, замерзанием моря и с айсбергами. Эти три условия обязывают нас разработать уникальное решение. Основной вопрос - проектирование технологического судна. Трубопроводы, которые соединят судно с берегом, очень длинные, 550 км. Они будут транспортировать одновременно и газ, и конденсат. Мы считаем, что сможем технологическую проблему решить. Когда перейдем к полной компрессии газа под водой, то уже будет новая технология эксплуатации трубопроводов в толще воды. Технологическое судно будет одним из крупнейших такого типа в мире, оно станет пробным технологическим шагом, поскольку сможет полностью отсоединяться от подводных установок. Оно будет самоходным.
«Статойл» и «Тоталь» - лучшие в мире компании по разработке таких решений. Штокмановское месторождение может быть разработано, благодаря надежным и доказанным технологиям. Мы также считаем, что этот проект может быть экономически эффективным для всех сторон, если сможем договориться о разделении рисков и доходов между всеми акционерами.
Почему «Тоталь» так плотно работает в России? Ваша страна стала крупнейшим производителем нефти в мире и одним из крупнейших производителей газа. В то же время Европа потребляет 550 млрд кубометров газа в год, и ей нужно все больше. Россия строит все больше СПГ, а «Тоталь» задействовала боле 9 СПГ-заводов по всему миру, мы первые совершили отгрузку сжиженного газа на судно из Алжира в 70-х годах, построили первый завод СПГ в Африке. Работаем в Индонезии. Мы считаем, что транспортировка сжиженного газа на дальние расстояния - это ответ на потребности планеты».

Поделиться: