10:2030.09.11

Союз рыбопромышленников Севера намерен подключиться к доработке ранее отклоненного законопроекта о внесении поправок в ФЗ «О рыболовстве…», четко определяющих порядок ведения прибрежного промысла

Союз рыбопромышленников Севера намерен подключиться к доработке ранее отклоненного законопроекта о внесении поправок в ФЗ «О рыболовстве…», четко определяющих порядок ведения прибрежного промысла

Размытое понятие «прибрежного рыболовства» в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» уже не раз оборачивалось неприятностями для рыбаков, поскольку позволяет различным ведомствам истолковывать его под тем углом зрения, который отвечает их интересам. Скрытая ловушка, в которую попались мурманчане, была подготовлена постановлением Правительства РФ № 886 от 26 ноября 2008 г., разрешившим предприятиям осваивать прибрежную квоту в 200-мильной зоне. Поскольку район промысла находился на значительном удалении от порта, компании запросили Федеральное агентство по рыболовству: можно ли им, находясь в море, выгружать рыбопродукцию на транспортные суда, чтобы не терять времени на лишние переходы.
«В 2009 году мы получили письмо, в котором говорилось, что закону такой перегруз не противоречит. Главное, чтобы рыба была доставлена на таможенную территорию РФ. Кроме того, там указывалось, что этот момент согласован с пограничниками», - рассказал РИА Fishnews.ru генеральный директор НО «Союз рыбопромышленников Севера» Василий Никитин (фото).
В 2008-2010 гг. прибрежники спокойно работали по уже сложившейся схеме, привозили уловы на родной берег, при необходимости перегружая их на транспортные суда, и вдруг грянул гром. В этом году пограничное управление ФСБ России по Мурманской области внезапно изменило отношение к перегрузам, составив протоколы на все подобные операции, выполненные в 2010 г. Рыбаки признают путаницу с определением «прибрежки», однако с тем, что с их стороны имело место нарушение закона, не согласны. Свою позицию они аргументируют, во-первых, тем самым письмом и разъяснениями Росрыболовства, а во-вторых, отсутствием каких-либо уведомлений о запрещении перегрузов.
«Если у пограничников появились новые требования, они должны были собрать нас и объявить, к примеру, что с 1 января 2011 г. нельзя возить рыбу транспортным судном, а можно только собственным. А они обратили взыскание на год назад: по всем перегрузкам, которые были в течение прошлого года, составили протоколы. Естественно, мы возмутились, - комментирует ситуацию Василий Никитин. - На суде мы представили все документы: письма, полученные в 2009 г., последние разъяснения Росрыболовства, которые были направлены и рыбакам, и в погрануправление, разъяснения зампредседателя правительства РФ Вячеслава Володина, где сказано, что нет необходимости вносить в закон соответствующие изменения, поскольку транспортировка уловов, в том числе и транспортным судном, не запрещается. Однако суд не принял во внимание эти документы, заявив, что в законе при определении прибрежного рыболовства не используется термин «перегрузка», а следовательно было нарушение».
Кроме того, суды общей юрисдикции пришли к выводу о незаконности обработки рыбы на борту судов, так как в соответствии со ст. 7.1 закона о рыболовстве, рыба, добытая в процессе прибрежного рыболовства, должна быть обработана на территории приморских регионов. В ходе судебных разбирательств уже вынесено первое решение - о наложении штрафов на капитана СРТМК «Андромеда» - в размере более 11 млн рублей - и на компанию «Согра» - в размере 32 млн рублей - за осуществление перегрузов рыбопродукции при ведении прибрежного промысла. Даже если согласиться с такой трактовкой закона, вынесенный вердикт вызывает, по меньшей мере, недоумение. Чем руководствовался суд, определяя размеры штрафных санкций? Ведь по двум десяткам протоколов набегает кругленькая сумма - рыболовные компании региона могут лишиться более 600 млн рублей.
Такие штрафы обоснованы, когда рассматриваются дела о незаконной добыче водных биоресурсов. В данном случае вся рыба была добыта в рамках квоты, которая есть у предприятий. Однако суд предпочел приравнять действия рыбаков к браконьерству - ведь именно в этом случае виновных заставляют возмещать ущерб, нанесенный государству. Какой ущерб и кому был нанесен в результате того, что рыба доехала до России не на промысловом судне, а на транспортном? Бросающаяся в глаза несоразмерность наказания степени нарушения вызывает справедливое негодование рыбаков.
Погрануправление, ставшее инициатором конфликта, заняло позицию «мавра, сделавшего свое дело» - пограничники составили протоколы, все остальное - на совести судей. Пострадавшие компании будут пытаться опротестовать решение суда в вышестоящих инстанциях и намерены стоять до конца. 10 октября рыбаки проведут в Мурманске митинг, выражая протест против чиновничьего произвола. Кроме того, Союз рыбопромышленников Севера намерен подключиться к доработке ранее отклоненного законопроекта о внесении поправок в ФЗ «О рыболовстве...», четко определяющих порядок ведения прибрежного промысла.

Поделиться: