15:5601.10.11

Дмитрий Ионов: «Утверждать, что завтра кто-то обустроит здание Мурманского морского вокзала и сюда придут круизные суда, нельзя»

Дмитрий Ионов: «Утверждать, что завтра кто-то обустроит здание Мурманского морского вокзала и сюда придут круизные суда, нельзя»

На II Мурманском международном туристическом форуме «Арктик Тур Инвест 2011» Дмитрий Ионов (фото 1), начальник отдела паспортизации и мониторинга пунктов пропуска Северо-Западного территориального управления Росграницы, рассказал о перспективах обустройства пунктов пропуска в нашем регионе.
Дмитрий Викторович пояснил, что сейчас идёт формирование Федеральной государственной целевой программы обустройства госграницы РФ на 2012-2020 годы. И один из основных акцентов российское правительство предлагает поставить на обустройство морских пунктов пропуска, в том числе Арктического региона. В настоящее время Росграница и её Северо-Западное теруправление разрабатывает концепцию строительства инфраструктуры единого морского пункта пропуска для порта Мурманск и порта Архангельск. Концепция предполагает строительство административного здания для государственных контрольных органов, с выводом инженерных сетей к участкам пункта пропуска, расположенного на территории порта, включая отдаленные и иные объекты. Данная концепция предполагает также оптимизацию количества участков пункта пропуска. Начало реализации программы по Мурманску запланировано на 2013 год, финансовые лимиты определены.
«Мы ведём активную работу с Мурманской областью, понимая, что, являясь приграничным регионом, она заинтересована в развитии имеющихся пунктов пропуска и строительстве новых, - сказал Дмитрий Ионов. - Тем не менее есть ряд вопросов, которые мы не смогли решить на сегодняшний день. По церкви Бориса и Глеба, находящейся в Печенгском районе, было обращение правительства Мурманской области с предложением строительства временного пункта пропуска для оформления иностранных туристических групп, прибывающих с Киркенеса и совершающих экскурсии по территории России с посещением религиозных объектов. Мы осуществляли переписку по этой проблеме со всеми заинтересованными ведомствами, но пока не удалось поддержать вашу инициативу. Очень сложным оказался вопрос пересечения границы туда и обратно, даже, несмотря на то, что предполагается большой туристический поток. С нынешней законодательной базой проблема не решается, но при наличии достаточных оснований Росграница готова принять участие в проработке этого вопроса».
Чиновник СЗТУ Росграницы отметил, что проект реконструкции аэропорта «Мурманск» как транспортного узла выполняется с учетом требований государственных контрольных органов к воздушным пунктам пропуска. В то же время, несмотря на обращение губернатора Дмитрия Дмитриенко к руководителю Росграницы, был получен отрицательный ответ в части, касающейся выделения денежных средств. «В ФЦП, о которой я говорил ранее, не было предусмотрено выделение средств на обустройство в мурманском аэропорту воздушного пункта пропуска, - сказал Дмитрий Ионов. - Но это можно сделать в рамках государственно-частного партнерства».
Говоря о морском пункте пропуска в Мурманске, чиновник Росграницы пояснил, что здесь за основу берётся обустройство морского вокзала как морского терминала для приёма круизных судов. Уже проведён ряд рабочих совещаний с министром транспорта Мурманской области, просмотрены проекты, которые предполагает осуществить регион. «Знаем, что есть хорошие предпроектные наработки, предполагаются достаточно серьёзные капитальные вложения, - комментирует итог переговоров Дмитрий Викторович. - Что можно сказать? Здание морского вокзала Мурманска, существующее на сегодняшний день, не может быть использовано для проведения контрольных операций. Поэтому утверждать, что завтра кто-то обустроит здание морского вокзала и сюда придут круизные суда, нельзя. В этом надо отдавать себе полный отчет. Необходимо комплексно использовать все финансовые возможности как федеральных ведомств - разных ФЦП, так и региональных программ, а также частные инвестиции. Необходимо провести дноуглубительные работы, удлинить пирс - это очень дорого. После, соответственно, должны пойти частные средства на обустройство здания морского терминала. Хочу провести аналогию со строительством Морского фасада в Петербурге. После того, как данный объект был построен фактически на 70-80%, он был передан на баланс Росграницы, потому что является пунктом пропуска. Хоть мы и говорим, что Морской фасад СПб - это идеальный пример государственно-частного партнерства, сложностей здесь много. Сегодня мы завершаем тернистый путь ввода его в эксплуатацию, получив от застройщика, это не так просто, как кажется на первый взгляд. Огромный объект построен за счёт средств самых разных бюджетов и принимается на баланс федеральным ведомством. Зная все сложности, имея опыт, мы готовы поделиться им при создании морского терминала в Мурманске. Мы снимем нагрузку с бизнеса и регионального бюджета по обустройству морского пункта пропуска, это будет стоить для нас 500-600 млн рублей. Немаленькие деньги - и Росграница должна быть уверена, что они будут использованы там, где нужно. Надо построить такой объект, который станет долго работать, приносить прибыль и доставлять удовольствие туристам, которые будут сюда прибывать».
Дмитрий Ионов завершил выступление, пояснив, что не будет останавливаться на автомобильных пунктах пропуска в Мурманской области: «Там целый комплекс проблем, о которых я знаю не понаслышке». Однако участники форума не отпустили докладчика и попросили его ответить на ряд вопросов именно по автомобильным пунктам пропуска.
- В конце октября Россия не перейдет на зимнее время, в результате чего разница по времени с Финляндией будет 2 часа, а с Норвегией - 3 часа. Как будут работать пункты пропуска «Салла», Лотта» и «Борисоглебск»?
- В ближайшее время пройдет заседание пограничных комиссаров. Проект решения есть, но я не хочу его озвучивать до этого заседания. Будет принято решение об изменении графика работы пунктов пропуска. Мы минимизируем трудности гражданам, пересекающим границу.
- Позавчера на уровне приграничного международного сотрудничества губернатор Дмитрий Дмитриенко встретился с губернатором норвежской провинции Финнмарк Гуннаром Хенноем, - подключился модератор форума, региональный министр экономического развития Сергей Агарков (фото 2). - Было подписано соглашение о сотрудничестве, в том числе по пунктам пропуска. Норвегия вкладывает 12 млн норвежских крон, чтобы со своей стороны сделать реконструкцию пункта пропуска «Стурскуг». Как было заявлено, это будет лучший пункт пропуска в Шенгенской зоне.
- «Борисоглебск» - сложный пункт пропуска, есть разные варианты развития данной ситуации, - пояснил Дмитрий Ионов. - Мы рассматриваем вопрос строительства нового пункта пропуска в новом месте. Учтём уже имеющиеся ошибки при строительстве. У нас прошли с норвежской стороной по линии Росграницы ряд встреч. Мы, конечно, будем ориентироваться на уровень обустройства пунктов пропуска сопредельных государств при принятии решений о реконструкции таких пунктов на своей территории.
- А по обустройству дорожной инфраструктуры, ведущей к пункту пропуска «Салла», что можете сказать? Финские партнеры одной из причин отказа от путешествий по югу Кольского полуострова называют плохое состояние дороги, существующее много лет.
- Дорога не является сферой нашей ответственности. С Карелией, например, мы общаемся следующим образом: есть дороги - будут строиться пункты пропуска соответствующего уровня. Нет дороги - все инициативы идут в никуда. Мы здесь говорим о взаимодействии различных ведомств, и надо смотреть, кому принадлежит дорога - региону, или является федеральной. Росграница ведёт переговоры по поводу «Саллы», но сейчас я не могу обещать, что сегодня будет то-то, а завтра на юг Кольского полуострова придут деньги.

Поделиться: