16:5101.10.11

Олег Мосеев: «В Мурманске есть реальные бренды, «фишки», которые могут «цеплять» туристов»

Олег Мосеев: «В Мурманске есть реальные бренды, «фишки», которые могут «цеплять» туристов»

Как мы уже сообщали, в Мурманске сейчас проходит II Мурманский международный туристический форум «Арктик Тур Инвест 2011». Модератор мероприятия Олег Мосеев, советник руководителя Ростуризма (фото 1), напомнил, что российское правительство утвердило нынешним летом Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в России на 2011-2018 годы». И уже осенью на специализированной туристской выставке «Отдых/Leisure» министр спорта, туризма и молодёжной политики России Виталий Мутко подписал соглашения с первыми пятью регионами, разработавшими проекты по развитию туризма, о выделении под эти проекты федеральных трансфертов. Мурманской области, правда, там нет, но у вас всё впереди.
«Государственной политике в сфере туризма - не так много лет, - говорил Олег Мосеев. - Я начинал свою работу чиновником почти одновременно, 8 лет назад, и всё хорошо помню. Туристический сектор начинал свой путь с департамента туризма в Минэкономразвития РФ. В 2004 году, когда грянула административная реформа, отрасль больше, чем на полгода, «зависла». Сначала её отдали Минспорта Вячеславу Фетисову, потом в ноябре 2005 года было принято решение сформировать Федеральное агентство по туризму, а затем мы снова вернулись к спорту. Нас как-то тянет к нему. Наверное, это правильная стадия развития с учётом Олимпиады в Сочи. Но со временем, я уверен, на федеральном и региональном уровнях туризм, конечно же, должен попасть в экономические блоки и играть в них всё возрастающую роль.
Федеральной целевой программой предусмотрено вложение в туризм очень большого количества денег, и сейчас главная задача - сделать так, чтобы все они были максимально эффективно освоены. Активная роль здесь отводится регионам, формирующим сейчас проекты, которые к 2018 году должны дать результат. Перспектива - увеличение въезда туристов в Россию и развитие внутреннего туризма. Можно прогнозировать, что в силу кризисных явлений в Европе, вспышек революционных событий будет увеличиваться поток внутреннего российского туризма. Главное - создать туристическую инфраструктуру. Можно много говорить о том, какая у нас красивая, удивительная, разнообразная по своим возможностям страна, но если приезжающие сюда туристы будут по-прежнему сталкиваться с туалетами прямого падения, ничего у нас не выйдет. Путешественники говорят, что у нас плохие гостиницы, их недостаточно, начиная с Москвы. В Санкт-Петербурге ситуация с гостиничным бизнесом улучшилась, в городах Золотого Кольца России она тоже неплоха, но в других местах недостаток размещения весьма ощутим. Если мы говорим о туризме, а не о бизнес-туризме, который сейчас превалирует во въездном потоке, то надо помнить о формировании турпродукта. Директор столичной гостиницы «Националь», первой получившей пять звезд в мировой гостиничной квалификации в декабре 2003 года, признался, что бизнесмен, оставшийся на уик-энд в России - это скорее исключение, чем практика. Туристам, кроме Красной площади и Арбата, некуда пойти. Приезжают, например, на майские праздники немцы. Мы же не будем предлагать им принять участие в торжествах по случаю Победы над Германией. Москва сейчас тоже нуждается в расширении вариативности туристического продукта, а не только в строительстве отелей представительского класса.
Ростуризм будет заниматься продвижением региональных турпродуктов. Очень большая ошибка, когда пиарщики всех мастей создают ауру благополучия. В текстах устрашающих объемов звучат такие эпитеты, как уникальный, очень много «жемчужин», различных «колец». С одной стороны - неоригинальная «роспись», с другой - создаются опасные иллюзии, когда туристы, «клюнув» на какой-то слоган, приезжают и видят там совсем не то, что ожидали. Мы очень плохо умеем «продвигать» турпродукт, подавать его. Сейчас в регионах проходят конкурсы областных брендов, это очень ответственный процесс. Некоторые предлагают то, что никак не ассоциируется с той или иной местностью. С чем ассоциируется, например, у меня Мурманск? С Праздником Севера, на котором я давно мечтал побывать, но так до сих пор и не удалось. Сейчас будет ассоциироваться еще с атомоходом «Ленин», потому что это реально мощный проект. В песне Олега Митяева поется: «За Полярным Кругом снег - белый-белый». Уже готовый бренд. Вопрос в том, чтобы эти «изюминики» оригинально подать. Я был на конференции по брендированию, где говорилось о том, что стратегия развития туризма в России есть, а политики продвижения брендов - нет. Вы знаете, что уже почти 40 регионов подали заявки о региональных брендах в виде сказочных персонажей? Архангельск, например, «застолбил» Снеговика и Иванушку-дурачка. Но было бы ошибкой проводить ребрендинг России в отрыве от регионов. В Мурманске есть реальные бренды, «фишки», которые могут «цеплять».

Поделиться: