10:5903.10.11

Если услуги ледоколов подешевеют, то рыба пойдет Севморпутем, уверены специалисты

Если услуги ледоколов подешевеют, то рыба пойдет Севморпутем, уверены специалисты

В Хабаровском крае начали оценку рисков проекта перевозки дальневосточной рыбы в Европу по Северному морскому пути (СМП). Эффект такого решения еще предстоит подсчитать, хотя выигрыш по срокам доставки очевиден, говорят власти. Участники рынка поддерживают идею, только если будут установлены разумные тарифы. В ДВЖД настаивают, что необходимо увеличивать холодильные мощности, иначе рыба скоро минует и дорогу, и Севморпуть и уйдет за рубеж. Решение все равно принимать центру, подчеркивают эксперты.
Вопрос организации перевозок рыбной продукции через Севморпуть изучается в Хабаровском крае, рассказал «Ъ» губернатор Вячеслав Шпорт. «Срок доставки морепродуктов порой достигает 60 суток, - подчеркнул глава региона.- Мы подсчитали, что по Севморпути время доставки будет в два раза меньше, теперь специалисты оценивают экономический эффект».
Самый серьезный сдерживающий фактор господин Шпорт уже назвал: это тарифная политика центра. «На Дальнем Востоке хорошо известно, что тарифы съедают большую часть себестоимости продукции, если говорить о рыбе, то она еще больше теряет в конкурентоспособности», - отметил губернатор. По его словам, ряд регионов, в том числе и Хабаровский край, внесли предложение в правительство РФ о введении понижающих коэффициентов на транспортировку рыбопродукции как по железной дороге, так и водным путем.
Председатель комитета рыбного хозяйства Хабаровского края Сергей Рябченко говорит, что экономические выгоды будут ясны после тщательных расчетов. Хабаровскому краю придется выстраивать собственную логистическую схему, объясняет он. «Ситуация совсем не та, что на Камчатке, - сказал председатель комитета. - В Петропавловск-Камчатский можно привести рефрижераторы, собрать по 800 тонн у рыбаков, а у нас предприятия базируются по всему Охотскому району». Возможно, понадобится терминал для обработки рыбных грузов, например в Ванино, заключил он.
Росрыболовство ранее на своем официальном сайте сообщало, что первые доставки лосося по Севморпути с Камчатки и из Приморья уже начались. В ведомстве рассчитывают, что через СМП в этом году пройдет минимум 40 тысяч тонн дальневосточных лососевых, и это заставит цены, по крайней мере в Санкт-Петербурге, упасть на 30-40%. По данным на сайта Союза обществ и организаций рыбного хозяйства Дальнего Востока «Дальрыба», Дальневосточному бассейну принадлежат 2,143 млн тонн, или 70% от общего вылова. По прогнозам ученого совета ФГУП «ТИНРО-Центр», в четвертом квартале 2011 года на Дальнем Востоке рекомендуется к освоению 867,4 тысячи тонн биоресурсов, в том числе 185,5 тысячи тонн лососевых. На 26 сентября общий вылов лососевых на Дальнем Востоке составил 493 тысячи тонн.
Участники рынка видят минимум две очевидные выгоды перевозки рыбы по Севморпути. «Во-первых, это отсутствие выгрузки в дальневосточных портах, потому что за обработку рыбных грузов на берегу взимаются немалые деньги. Во-вторых, время пути сокращается в среднем до 25 суток», - говорит один из предпринимателей. Впрочем, идея будет разумна, если такими станут тарифы на перевозку, говорит другой дальневосточный бизнесмен. При тарифе 1140 руб. за тонну перевозка около 4,5 тысячи тонн продукции по СМП «туда» стоила предпринимателю около 6 млн рублей. «Обратно» суда шли в балласте, и услуги «Атомфлота» обошлись примерно в 16 млн рублей. За транспортировку по Севморпути тонны леса, по данным участника рынка, берут 118 рублей, нефти - 487 рублей. Что касается сроков доставки рыбопродукции по железной дороге, то, по словам еще одного предпринимателя, «вагон в Читу идет двое суток, до Москвы десять», а с ледокольным флотом «много проблем».
Коммерческий директор ОАО «Дальрыба» Константин Кодолев полагает, что перевозка рыбы и морепродуктов по Севморпути - вопрос стратегический для страны. «Это короткое и эффективное плечо», - считает собеседник. По его словам, если цена на перевозку рыбопродукции будет равна стоимости провоза леса или нефти, тогда это значительно повысит рентабельность рыбного бизнеса и, в конечном счете, скажется на цене продукта. «Например, сегодня по Севморпути до холодильников Санкт-Петербурга уже доставлено порядка 20 тысяч тонн рыбы. Это не позволяет ритейлерам, торговым сетям и железной дороге демпинговать рынок и выкручивать нам руки - либо предлагая за уловы невысокую цену, либо выставляя непомерные тарифы на перевозку. Раньше в этот момент мы были вынуждены соглашаться на любые условия, иногда, на грани рентабельности», - рассказал господин Кодолев.
В Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) рассказали «Ъ», что доставка рыбы к потребителям центральной России занимает около 14 суток, на скоростных поездах - около 10 суток. По железной дороге транспортируется не более 5-8% всей добываемой рыбы, отмечают в компании. «В летний период владельцы парка вагонов устанавливают тарифы вплоть до 5-6 рублей за кг (до 6 тысяч рублей за тонну. - «Ъ»), чтобы покрыть убытки и не потерять заказы»,- признает собеседник «Ъ». Основной проблемой в ДВЖД называют отсутствие инфраструктуры на Дальнем Востоке: во Владивостоке холодильные мощности составляют не более 50 тысяч тонн, и поэтому большая часть улова уходит за рубеж. «Если не решить вопрос с терминалами, не создать рыбную биржу на Дальнем Востоке, в скором времени улов может пройти и мимо СМП, и мимо железной дороги»,- уверен представитель ДВЖД.
Эксперт Fishnews Эдуард Климов, впрочем, считает, что основные решения будут приняты без учета мнения дальневосточных игроков. «Все «понижающие коэффициенты» будут монетизированы не на Дальнем Востоке, а в Москве (РЖД) и в Мурманске («Атомфлот»), - говорит он. - А логистическая схема может пройти мимо Хабаровского края, хотя если построить терминал в районе Ванино или Совгавани, плечо для рыбаков Камчатки и Сахалина будет меньше, чем при доставке уловов во Владивосток».

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

13:02Новый терминал аэропорта Мурманска может появиться уже в 2019 году

12:03В Мурманской области продолжаются тренинги для начинающих бизнесменов

11:14Жителям Мурманска расскажут в музее об истории флага России

10:15В Хибинах стартуют соревнования по горному бегу «Солнечные ночи»

09:04В Мурманской области обещают до +20° и местами дождь

08:36День воздушного флота России в аэропорту «Мурманск»

17:02В Кольском районе задержали 19-летних автомобильных воров

16:15Пожарные ликвидировали возгорание в садовом товариществе Юркино

15:07Под Кандалакшей иномарка врезалась в скалу, погиб 26-летний пассажир

14:20Жители села Териберка остались без воды и света

14:06В Апатитах сгорел автомобиль

13:06Благотворительная выставка «Я с Машей!» проходит в Мурманске

12:12В мурманском сквере состоится праздник «Триколор моей страны»

11:17Аэропорт Мурманска отпугивает птиц пропановыми пушками

10:22В Кировске пройдёт торговая ярмарка «Дары осени»

09:31На Кольском полуострове ожидается до +19° и грозы

21:43Дома у жителя Оленегорска нашли обрез, порох и сотню патронов

20:25Курс евро и доллара на выходные вырос

19:14Жителю Мончегорска грозит штраф в 1 млн за игорный бизнес

18:16Северянка после пьянки обокрала спящего знакомого

17:39В Мурманске легковушка и микроавтобус не поделили дорогу

17:11В Мурманском торговом порту гендиректора Александра Масько назначили на новый срок

16:42Синоптики предупреждают о пожарной опасности в Ловозерском районе

16:25Житель Спутника украл у собутыльника пистолет, документы и датчик дождя

Все новости