12:3203.10.11

Константин Кушнир: «Активному отдыху в Мурманской области не нужны глобальные проекты - это штучный товар, концентрация которого недопустима»

Константин Кушнир: «Активному отдыху в Мурманской области не нужны глобальные проекты - это штучный товар, концентрация которого недопустима»

На субботнем туристическом форуме в Мурманске свой взгляд на развитие туризма на Кольском полуострове представил Константин Кушнир (фото 1), учредитель ООО «Кольские Экспедиции».
«В спортивном отдыхе и приключенческом туризме я работаю с 1992 года, за почти 20 лет сложился определенный опыт, - пояснил Константин Юрьевич. - Дважды за это время пришлось поработать чиновником в сфере туризма. Знаю, как все происходило, происходит и будет происходить в ближайшем будущем. Могу дать оценку с той и другой стороны «фронта». Здесь звучали правильные слова о строительстве инфраструктуры, выделении средств, перспективах. Мне хотелось бы немного приземлить темы форума, чтобы в очередной раз не прозвучали фанфары, а существующие проблемы не остались без внимания. Можно сколько угодно разрабатывать программы и вкладывать в них массу денег, но если нет законодательной базы по туризму, то никакого развития не будет».
Как выяснилось, ООО «Кольские Экспедиции» работают в статусе туристической компании 3 года: открыто, с рекламой, выплатой налогов. За небольшое время работы компания столкнулась с ворохом проблем. Но начал Константин Кушнир не с них, а с истории зарождения туризма в нашем регионе.
«Представлять Кольский полуостров как привлекательную для туризма территорию, наверное, будет лишней тратой времени, - говорил он. - Возможности в этом плане достаточно велики. Это подтверждается почти столетней историей, если начинать с паломнического туризма, начавшегося в конце XIX - начале XX веков с церкви Бориса и Глеба, куда ходил туристический пароход. 10 апреля 1932 года в связи с массовым наплывом туристов в Хибины была построена и открыта «Горная туристическая станция» общества пролетарского туризма и экскурсий. То есть страна только строилась, а туризм уже привлекал людей, в том числе активных. В 1930-1980-е годы у нас традиционно работала профсоюзная структура со своими турбазами, отлаженными местными маршрутами в Кировске, на гребных лодках. Но реалии все изменили, профсоюзная база частично разрушена, частично сменила собственников. С таким сектором турфирмам работать было практически невозможно. В 90-е годы пошли первые подвижки в развитии активного туризма».
В 1992 году Константин Кушнир занимался минералогическим туризмом, летом возили норвежских коллекционеров по минералогическим точкам Мурманской области. Но в связи с изменением законодательства этот вид туризма сошел на нет. В 90-е годы отмечался всплеск приключенческого туризма - экспедиций на внедорожниках, других подобных туров, куда устремились люди, чтобы «сбросить стрессы, накопленные в офисах, и испытать драйв на природе». Кольский полуостров в этом отношении оказался очень благодатным местом. На сегодня минус таких проектов - в отсутствии инфраструктуры.
«Активному отдыху не нужны глобальные проекты - это штучный товар, концентрация которого недопустима, - считает Константин Кушнир. - К нам приезжают туристы, которые хорошо поколесили по миру, знают стандарты, но вернулись в Россию. Те сомнения, которые они нам высказывают, стараемся использовать для работы над упущениями».
Учредитель «Кольских экспедиций» обозначил минусы. Прежде всего это недостаток средств для построения туристической инфраструктуры. «Есть такие богом забытые места, как, например, Краснощелье, которое с нашей подачи сегодня «раскручивается», - сказал он. - Там уже сделан гостевой дом, проходят рождественские и новогодние программы. Пускай, рассчитанные на несколько человек, но год от года положительная динамика накапливается, и приходит экономическая выгода. Начали появляться гостевые дома в Ловозере, рядом с селом, на Терском берегу. Это те избушки, которые превратились в гостевые дома для туристических групп, и это тоже здорово».
Пусть поток туристов, проходящих через активный отдых, не так велик, как тот, что предлагается в горнолыжном или круизном туризме, но в настоящий момент, по словам выступающего, - это уже сотни людей. Фирмы, занимающиеся этим делом, разрабатывают совершенно новый турпродукт, который в силу природной и географической специфики не могут предложить в Скандинавии и регионах России. Проект «Русская Лапландия», кстати, тоже предполагает наличие достаточной доли «актива», заметил он.
Одной из самых больших проблем, которую нужно было решать в Мурманской области вчера, является транспортная. В Рованиеми ее разрешили строительством специальной взлетно-посадочной полосы, которая может принимать определенный тип самолетов. И Финляндия уже в 1999 году гордилась тем, что принимала до 1 млн туристов за сезон. «Это говорит о том, что должна быть не только хорошая инфраструктура на месте, но она также должна иметь высокую доступность, - подчеркивает Константин Кушнир. Другая проблема - наличие гостиниц для размещения. Так или иначе она - в планах, и будет решена».
Другим тормозом в развитии туризма докладчик обозначил дороговизну аренды трасс под пешие прогулки, сафари и прочие туристические маршруты. Привел пример: один стокилометровый маршрут по Хибинам в аренде стоит 200 тысяч рублей. За прошедшее лето у «Кольских Экспедиций» было 20 пеших туристов. «Посчитайте, какой должна быть цена пешего тура или сколько должно пройти по нему людей, чтобы путевки были не слишком дорогие, и мы смогли выйти в ноль, - предложил Кушнир. - Эту проблему мы впервые обозначили в 2009 году. В 2010 году благодаря региональному Минэкономразвития она была озвучена на заседании Совета Федерации в Москве. Прошлой зимой, когда я работал в правительстве области, ушло письмо в Общественную приёмную президента РФ. Но вопрос не решается до сих пор. Реальные санкции против фирм, которые официально занимаются активным туризмом, уже применяются. После введения в 2007 году нового Лесного кодекса их количество уменьшилось по Мурманской области вдвое. Мы предлагаем ввести в закон «Об основах туристской деятельности» и Лесной кодекс РФ понятие о маршрутном туризме и его сезонности, чтобы урегулировать вопросы аренды. Другой момент. В Хибинах Ростехнадзор «отлавливает» лиц, находящихся за рулем квадроцикла или снегохода без водительских удостоверений. Опыт работы нашей фирмы показывает, что 80-90% людей, приходящих к нам, ни разу в жизни за руль снегохода не садились. Маршруты разработаны на время от полутора часов до 6 суток по Кольскому полуострову. Люди получают колоссальнейший опыт в отличие от процесса сдачи на права, где 35 часов отводится на изучение правил дорожного движения и 1 час - на практику. Мы ставили этот вопрос в Москве, просили разрешить туристам садиться за руль без водительского удостоверения в сопровождении гида. Пока - молчание. Я хочу сказать о фирмах, которые используют туристский ресурс Мурманской области, но не платят налоги. Приезжая сюда на несколько месяцев, они экономят на гидах, снаряжении. Одеть туриста, чтобы вывести его на маршрут на снегоходе, стоит 10 тысяч рублей. В 20 тысяч рублей обойдется комплект противоаварийного снаряжения. 30 тысяч рублей наша фирма тратит на 1 снегоход, и при этом работают компании, которые помещают по 2-3 человека на 1 снегоход в шапках-ушанках и валенках. При этом никакого понятия о лавинной безопасности у них нет. Любой негативный случай на Кольском полуострове, связанный с пренебрежением безопасностью, - это негативное влияние на положительный имидж туризма», - завершил выступление он.

Поделиться: