14:2403.10.11

В Мурманской области надо создать две туристические кластерные зоны - в Хибинах и Кандалакшском природном заповеднике

В Мурманской области надо создать две туристические кластерные зоны - в Хибинах и Кандалакшском природном заповеднике

Об этом говорил на субботнем туристическом форуме в заполярной столице Моисей Фурщик (фото 1), управляющий партнер ООО «Финансовый и организационный консалтинг». Моисей Александрович рассказал о перспективах формирования туристских кластеров в северных регионах России, в том числе и в Мурманской области.
Как выяснилось, ООО «Финансовый и организационный консалтинг» выполнило ряд исследовательских работ по заказу Ростуризма, в том числе в северных регионах, где процесс развития туризма имеет свои особенности. Это и большие расстояния между туристическими объектами, и слабое развитие инфраструктуры, и слабый маркетинг. Во многих отдаленных территориях (речь не идет о столицах краев и областей), где имеется туристический интерес, есть и проблемы с кадрами. Но в Федеральной целевой программе по развитию туризма делается акцент на развитие именно туристических кластеров. То есть подход, изложенный в ФЦП, - это не развитие территорий в целом, а выбор локальных участков, где концентрированно формируется набор туристических объектов, которые и продвигаются на рынок.
«Именно для северных территорий такой подход более перспективен и интересен, - считает Моисей Фурщик. - Использование кластерного подхода в значительной степени нивелирует недостатки, которые имеются в северных территориях. За счет компактности расположения можно разместить несколько туристических объектов на одной инфраструктуре, концентрированно продвигать турпродукт в рамках единой программы и наладить общий план по подготовке кадров. Если мы формируем единый и привлекательный кластер, реально привлечение туда нескольких внешних специалистов, которые поедут не в какой-то отдаленный поселок, а в серьезный туристический центр. Под такой кластер ФЦП предлагает получить федеральное финансирование на развитие инфраструктуры».
Но, кроме преимуществ, в кластерном подходе есть и свои риски, связанные с неправильным формированием и позиционированием концепции кластера, при этом проблемы возрастают в разы. Если несколько туристических объектов запланированы неудачно, поясняет управляющий партнер консалтинговой компании, они не работают, остальное как-то живет, то в целом - вред не очень-то и большой. А если формируется кластер, и ошибаются в его планировке и позиционировании, при этом концентрируются силы и финансовые ресурсы в развитие, а потом оказывается, что это было сделано неудачно, - фактически под удар ставится очень многое. Поэтому вопрос начальной проработки при создании кластера является ключевым.
«В свое время мы по заказу Ростуризма выполняли в 2008 году работу в рамках Концепции развития северных регионов России, - вспоминает Моисей Александрович. - Сегодня ее актуальность сохраняется. Нам и тогда казался правильным вывод о локализации. Термин «туристические кластеры» 3 года назад еще не применялся, но, по сути, речь шла именно о них. Кроме локальной концентрации, на наш взгляд, в северных регионах надо концентрироваться (по крайней мере - в ближайшие годы) на нескольких видах туризма. Не пытаться выделить весь спектр, а выделить «локомотивы» для развития. Другие виды туризма пойдут как сопутствующие. Такая политика наиболее перспективна. К северным территориям, с которыми мы работали, относятся Мурманская, Архангельская области, Республика Коми, Ямал, Якутия и Тыва. В Мурманской области предлагаем сконцентрироваться на экологическом туризме, активном туризме, рыбалке и круизном туризме».
Управляющий партнер привел несколько примеров. В прошлом году он в составе группы занимался кластером «Северный мир» под Якутском (Саха), сейчас он предварительно включен в ФЦП. Концептуально там все крутилось вокруг этнического и северного туризма, с его мамонтами и вечной мерзлотой. Ядром кластера было выбрано несколько уникальных объектов, которые могут привлечь туриста. Рассматривались создание Всемирного центра мамонта, горнолыжное катание в условиях вечной мерзлоты, посещение пещер.
Второй пример - разработка горнолыжного кластера рядом с Петропавловском-Камчатским. Проект закончен в этом году. «Камчатка - более продвинутый регион, чем Якутия, но разговора с потенциальным инвестором не получалось, все просили показать проект или хотя бы его предварительную проработку, - рассказывает Моисей Фурщик. - Правительство Камчатского края вложилось, пригласило для формирования маркетинговой составляющей нашу компанию, канадскую - признанного лидера по разработке горнолыжных проектов, и самарскую фирму - опытного проектанта горнолыжных трасс. И сегодня уже ведутся конкретные разговоры с инвестором, потому что появился предмет для обсуждения. Большое внимание уделяется маркетингу, потому что на Камчатке - высокие транспортные расходы, сезонность. Поедут ли туда туристы? Мы проработали рынки и определили целевой объем клиентов, под которых разрабатывали свои проекты канадские и самарские коллеги. Далее учитывалось, чтобы все объекты были между собой увязаны и предоставляли широкий спектр услуг. Помимо мест размещения там предлагаются спа-услуги, какие-то круглогодичные вещи - развлечения для детей, взрослых, которые, может быть, приехали прокатиться на лыжах только один раз, а вообще - интересно провести там пару недель с семьей. По каждой площадке мы делали отдельную финансовую модель. Что касается Мурманской области, то мы думаем, что здесь есть хорошие перспективы применения кластерного подхода. Еще в 2008 году обозначали здесь для Ростуризма две кластерные зоны. Хибины (и излишняя оригинальность здесь не нужна), где может развиваться не только горнолыжный, но и другие виды туризма, причем круглогодично, что очень важно. Второй вариант - это Кандалакшский природный заповедник с акцентом на экологический туризм. Если говорить о практических шагах с точки зрения вхождения региона в ФЦП, то в первую очередь здесь должны быть проведены маркетинговые исследования (они обязательны при подаче заявки на участие в программе), определен целевой кластер для включения в ФЦП, сделаны корректировка региональной целевой программы, детальная проработка кластера. Должен быть подготовлен бизнес-план туристского кластера, который будет обсуждаться в Минфине, и проведена разработка проектной документации. Важным является параллельное ведение работы с потенциальными инвесторами и работы их поиску. Наличие реального внебюджетного финансирования - это важный элемент, наличие которого требует федеральная целевая программа. По какому пути логичнее сейчас пойти Мурманской области: пытаться создать особую экономическую зону туристско-рекреационного типа или войти в ФЦП? У вас зарегистрирована особая портовая экономическая зона (ПОЭЗ), поэтому есть соблазн создать такую же туристическую. Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа имеет три преимущества: предусмотрены федеральные вложения в инфраструктуру, налоговые льготы и специальный административный режим. Это неплохо, но, к сожалению, сейчас у федерального правительства не очень положительный опыт развития таких зон. Поэтому оно с настороженностью относится к появлению новых, тем более в регионе, где одна (портовая) уже есть. Альтернативный вариант - войти в ФЦП. Федеральные средства там предусмотрены, все остальное - в руках местных властей».

Поделиться: