15:1704.10.11

Пять аргументов в пользу развития нефте- и газодобычи в Арктике

Пять аргументов в пользу развития нефте- и газодобычи в Арктике

Их представил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Еще несколько лет назад эксперты из разряда вечных скептиков твердили, что арктические амбиции России абсолютно несостоятельны, - сказал Константин Симонов. - По той простой причине, что Арктика на самом деле никому не интересна: добывать углеводороды там слишком дорого, и поэтому нефть и газ из этого региона очень долго еще будут неконкурентоспособны. А знаменитое погружение российского батискафа с установкой флага на океанском дне рядом с Северным полюсом предлагалось считать обычным PR-трюком. Однако, это событие на самом деле не на шутку встревожило другие государства. 
Оказалось, что российские арктические амбиции вызвали легкую панику - что-то вроде знаменитого «Русские идут!» Это наглядно доказало, что на самом деле Арктика интересна многим. Даже государства, которые вроде бы на Арктику вообще не должны претендовать, активно занимаются ее изучением. Скажем, в Северном Ледовитом океане регулярно появляется китайский ледокол «Снежный дракон», в свое время купленный у Украины. Так что, скептики посрамлены.
И причина очевидна: спрос на энергоносители в мире только растет, внятной технологической замены нефти и газу пока не просматривается, а легкодоступные углеводороды постепенно заканчиваются. Достаточно посмотреть на данные ОПЕК о том, что затраты на добычу нефти с 2009 года выросли на 230%. И это при том, что страны ОПЕК ведут добычу в условиях, мягко говоря, далеких от арктических. 
Внимание к Арктике - огромное. И стратегия лежания на печке - самая абсурдная из всех возможных. Широко известно, что Арктика еще не поделена окончательно - морская конвенция ООН 1982 года установила 12-мильную зону территориальных вод, на которую распространяется полный суверенитет прибрежного государства, а также 200-мильную исключительную экономическую зону. Так что распределение лакомых кусков еще впереди. Но западные нефтегазовые и консалтинговые компании признают: основные запасы углеводородов в рамках существующих национальных участков находятся как раз в российской зоне. Это при том, что она пока слабо изучена, - запуск процесса интенсивной геологоразведки позволит нам совершить новые открытия. 
Так что совершенно неудивительно, что иностранные компании активно борются за вхождение в российские арктические проекты. Это даже забавно: нам рисуют картину того, что российская Арктика вроде как никому не нужна, но при этом иностранцы уже стоят в очереди за российскими запасами. Показательным в этом смысле является недавнее подписание соглашения между «Роснефтью» и «ExxonMobil», масштабы которого еще предстоит оценить. Кроме того, французская Total стала акционером проекта «Ямал СПГ». А впереди еще и принятие финального инвестиционного решения по Штокмановскому проекту, в первой фазе разработки которого участвуют та же «Тоталь» и норвежская «Статойл». Так что Арктика - это не столько будущее, сколько настоящее.
Я бы выделил пять основных пунктов, объясняющих необходимость форсирования арктических проектов. Во-первых, истощение традиционных месторождений заставляет нас разрабатывать новые нефтегазовые провинции, чтобы не допустить общего проседания добычи. Наиболее перспективным участком работы сегодня признается шельф, в том числе и арктический. Не будет организована добыча на шельфе - стагнация нефтегазового комплекса станет неизбежной. Со всеми вытекающими отсюда бюджетными последствиями. И терять время нельзя. Хорошо, что мы это понимаем. Скоро начнется добыча нефти на Приразломном месторождении. В следующем году запускаются геологоразведочные работы на Приновоземельских участках, которые будут осваивать «Роснефть» и «ExxonMobil».
Во-вторых, другие государства уже весьма активно осваивают Арктику. Отставание в этом вопросе отбрасывает нас на периферию развития региона, мы будем плестись в хвосте за США, Канадой и Норвегией. Которые, между прочим, будут конкурировать с нами на глобальном рынке углеводородов. 
В-третьих, Арктика - это серьезнейший технологический вызов. Абсурдно считать, что развитие нефтегазового бизнеса противоречит задаче построения инновационной экономики. Как раз наоборот. Будем откровенны - как раз в нефтегазе и есть огромный потенциал для развития прорывных технологий. Арктика же ставит перед отраслью сложные задачи, для решения которых придется развивать прикладную науку. Так, «Роснефть» и «ExxonMobi» создадут в Санкт-Петербурге Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок, который должен стать генератором передовых научных разработок. Тем более что технологические успехи в Арктике уже были. Можно вспомнить хотя бы запущенный в 1997 году проект Хиберния - первую разработку морского месторождения при наличии айсбергов.
В-четвертых, развитие нефтегазового бизнеса в Арктике даст кумулятивный эффект. Нефтегазовые проекты поставят серьезные задачи для других отраслей. Добыча нефти в Карском море сформирует спрос на платформы. Вырастет спрос на танкеры, перевозящие как нефть, так и СПГ. Нужны будут трубы из высокопрочной антикоррозийной стали. 
Вот вам уже и задачи машиностроителям, трубникам и металлургам. Если мы хотим запустить проект реиндустриализации страны, то Арктика может стать прекрасным подспорьем для этого. 
Наконец, в-пятых, не стоит забывать про психологический фактор. Страна давно уже не реализовывала столь масштабных задач. Мы утратили вкус успеха в высокотехнологичных проектах. Зато приобрели комплекс вечных неудачников - спутники падают, ракеты не попадают в цель, самолеты разбиваются, корабли тонут. Нам нужны прорывы, нужно доказать прежде всего самим себе, что мы способны решать большие задачи. И, судя по личному участию в судьбе российской Арктики, и Игорь Сечин, и Владимир Путин это хорошо понимают.
 Арктикоскептики могут выдвинуть лишь два контраргумента: все это очень дорого и разработка нефтегазовых месторождений Арктики убьет природу. Оба они весьма сомнительны. Никто не собирается реализовывать нерентабельные проекты. И наличие в проектах иностранных партнеров - лучшая гарантия их экономической целесообразности. Да, цена добычи будет немаленькой, но ценовая конъюнктура на мировом рынке углеводородов вкупе с особым налоговым режимом обещают сделать проекты рентабельными. Кроме того, значительную часть расходов будут составлять налоги - и тут есть прекрасная возможность для повышения привлекательности проектов. Ведь они выполняют не только фискальную функцию. 
Экология - вопрос действительно значимый, особенно если учесть особую хрупкость арктической экосистемы. Конечно, этот вопрос необходимо учитывать. Но ведь это не означает, что нельзя совмещать добычу нефти и газа с высокими стандартами экологической безопасности. Первые арктические проекты уже сумели это доказать. Скажем, на норвежском проекте Snohvit на глубине моря примерно в 350 метров пробурена специальная нагнетательная скважина - для закачки углекислого газа, который в итоге не попадает в атмосферу. Уже запущен международный проект «Технологии предупреждения и борьбы с нефтяными разливами в Арктике», участниками которого является консорциум 11 крупнейших нефтегазодобывающих компаний. «Роснефть», являющаяся крупнейшим среди нефтяных компаний держателем лицензий на российском шельфе, создает собственный knowledge-центр по Арктике в Санкт-Петербурге. Так что все экологические риски вполне можно снизить. 
Огромный потенциал Арктики очевиден. Это не только новые баррели нефти и кубометры газа. Это огромный стимул для целого спектра отраслей. Это новый инновационный магнит. Поэтому тянуть с разработкой арктических проектов было бы серьезной ошибкой», сообщает www.profile.ru.

Поделиться: