16:3104.10.11

На Ямале сформированы новые подходы к сфере ТЭК: соблюдение экологической безопасности при освоении месторождений и создание индустрии газохимии

На Ямале сформированы новые подходы к сфере ТЭК: соблюдение экологической безопасности при освоении месторождений и создание индустрии газохимии

Новая программа освоения полуострова Ямал, подписанная правительством Ямало-Ненец­кого автономного округа и ОАО «Газпром», предусматривает наращивание объемов геологоразведочных работ и добычи энергоресурсов с помощью современных технологий. «Перспективы дальнейшей газодобычи в России связаны именно с месторождениями Ямала, - говорит начальник департамента стратегического развития ОАО «Газпром» Влада Русакова. - Экстремальные природно-климатические условия и биологические особенности полуострова заставляют начать поиск новых решений, которые позволят сохранить хрупкую экосистему территории и жизненный уклад коренного населения. От того, как будет идти промышленное освоение полуострова Ямал, зависит дальнейшее продвижение промышленников на шельф арктических морей».
О промышленной политике региона expert.ru рассказывает первый заместитель губернатора ЯНАО Владимир Владимиров
.
- На Ямале и в прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные и предварительно оцененные запасы газа которых составляют около 16 трлн кубо­метров. Запасы нефти оцениваются в 290 млн тонн. При освоении этих месторождений будет проводиться постоянный экологический мониторинг. Есть эффективные технологии защиты окружающей среды: замкнутые системы водоснабжения; технологии, снижающие тепловые и механические воздействия на мерзлые грунты; техническая и биологическая рекультивация; забор воды с использованием рыбозащитных устройств; организация беспрепятственной миграции оленей с помощью специальных переходов через линейные коммуникации.
- Неосвоенные запасы - единственная возможность в ближайшее время нарастить объемы добычи газа?
- Россия в год добывает до 680 млрд кубометров газа. В пятилетней перспективе мы без проблем увеличим эту цифру за счет ресурсной базы более чем на 100 млрд кубов. Одно Бованенковское месторождение (на полуострове Ямал) даст 130 миллиардов. Но если говорить о десятилетиях вперед, то ставка делается на Ямал, Гыдан и Пригыданский шельф: они могут давать до 370 млрд кубов в год. С акваторией надо быть аккуратнее, ошибки недопустимы - это не Мексиканский залив, ликвидировать аварию будет гораздо сложнее. И еще: мы с вами понимаем, что будем добывать столько топлива, сколько необходимо для потребления. Какие перспективы? Северный поток возьмет 55 млрд кубов, трубопроводная система «Алтай», через которую идет транспортировка в Китай, - еще 15 миллиардов. Плюс завод сжиженного природного газа Ямал-СПГ - 15 млрд кубов, программа газификации России - еще миллиардов 100. Больше пока не надо.
- На федеральном уровне постоянно говорят, что объемы геологоразведки нужно наращивать.
- Мы несколько инстанций прошли, чтобы получить 2-2,5 млрд рублей федеральных денег для проведения геологоразведочных работ. Посмотрим, сможем ли мы федерацию убедить в том, что эти работы необходимы. Без геологоразведки нам делать нечего: никто у нас не будет пустые участки покупать.
- Как вы считаете, можно ли на Ямале создать современную индустрию газохимии, перейти от добычи энергоресурсов к выпуску конечной продукции?
- Когда конечный потребитель находится в тысяче километров от Ямала, а отгрузить отсюда ничего нельзя, начинают считать экономические затраты на производство продукции. У нас не развита транспортная инфраструктура. Чтобы изменить ситуацию, нужны большие вложения: в условиях вечной мерзлоты строить дороги очень затратно. Переработка углеводородного сырья станет здесь более рентабельной, когда пункт отгрузки будет находиться на территории региона. Я говорю об использовании Северного морского пути (СМП). Это независимость от стран-транзитеров и удаленности потребителей от магистральных трубопроводов. СМП может стать основой гибкой коммерческой системы реализации природного газа: сжиженный природный газ напрямую будет поставляться на рынки Северной Америки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Строительство завода Ямал-СПГ ведется именно с тем расчетом, что для транспортировки его продукции будет использован морской путь.
- Как идет реализация этого проекта?

- Ввод завода в эксплуатацию намечен на 2018 год. К этому сроку газовики должны обустроить промыслы. Для транспортировки готовой продукции потребуется создание танкерного флота ледокольного класса. Необходимая численность - до 20 судов вместимостью 140-160 тыс. кубометров газа. Бесперебойность поставок в арктических условиях планируется обеспечивать четырьмя ледоколами. Я могу сказать, что сделано за год. В районе бывшего поселка Сабетта разбит вахтовый поселок, ведется разведочное бурение. Проект дополнился ресурсной базой в четыре месторождения (одно на полуострове Ямал, три на полуострове Гыдан). Закончено проектирование судоходного канала. Надеюсь, в следующем году мы определим источник финансирования, сроки начала строительства. Если эту работу проделаем, проект пойдет. Конечно, все зависит от конъюнктуры, спроса на СПГ, сегодня он растет.

Поделиться: