08:2220.10.11

По запросу общества формируется «большое правительство»

По запросу общества  формируется «большое правительство»

Как мы уже сообщали, президент России Дмитрий Медведев в среду, 19 октября, провел вторую встречу с представителями Общественного комитета сторонников. Предметом обсуждения, в частности, стала идея создания «большого правительства»: на встрече со своими сторонниками 15 октября глава государства представил идею «большого» или «расширенного» правительства, которое дополнило бы традиционный «узкий» кабинет министров.
По замыслу Медведева, «большое» правительство должно стать площадкой для оперативного взаимодействия министров с представителями партии власти, местных и муниципальных органов управления и всевозможных институтов гражданского общества. В частности, президент считает, что для создания «большого правительства» необходима глубокая реформа административного управления.
«Теперь пришла пора федеральных структур, поэтому, если получится провести вот эту политическую программу, можете не сомневаться, что и большое правительство, о котором мы сейчас говорим, и малое правительство, то есть реальное правительство РФ, будет состоять из абсолютно новых людей. И я считаю, что это крайне необходимо нашей стране», - сказал Дмитрий Медведев.
По мнению заведующего кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета им. Плеханова Владимира Бурматова, в России формируется структура, которой еще не было в политической практике нашей страны.
Как отметил эксперт, встреча, состоявшаяся 15 октября, носила общий характер, проходила на уровне идей и предложений. От сегодняшней встречи, по его словам, уже ждали большей конкретики: «Эти ожидания во многом оправдались. Многие выступали с предложениями и по структуре Общественного комитета, и по практике его работы».
Бурматов добавил, что в России как ответ на запрос общества формируется новая для политической практики надпартийная структура.
«В целом я вижу, что формируется структура, которой еще не было в политической практике нашей страны. Это будет надпартийная структура, которая будет представлять из себя широкий пул общественников, самые разные социальные группы. В этом, конечно, есть большой шаг к демократии, так как любая демократия предполагает  максимальное представительство социальных групп», - подчеркнул Бурматов.
Он заметил, что за каждым участником встречи стоит довольно большое количество людей. «Все это очень обнадеживает, потому что со стороны общества есть запрос на контроль общественных объединений за властью, на получение совещательных, консультативных функций этими организациями. Тот факт, что Дмитрий Медведев отвечает на этот запрос общества в качестве первого номера списка «Единой России», приносит несколько дополнительных баллов в копилку партии», - заключил Бурматов.
Как отметил генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, для эффективной работы расширенного правительства необходимо провести серьезный анализ работы современной системы государственного управления и разработать концепцию решения проблемных вопросов.
«Мало у кого есть сомнения, что Медведев возглавит правительство после ухода с поста президента. Поэтому вполне логично, что за несколько месяцев до того, как занять этот пост, он стремится диагностировать ситуацию, выявить проблемы, максимально привлечь к этому общественность и  вписать те изменения, которые будут происходить в правительстве, в том числе кадровые, в более широкую канву реформы государственного управления», - убежден эксперт, и это, по его мнению, понятно и оправданно.
Между тем, логичным продолжением этих заявлений, считает Орлов, должна стать институциализация расширенного правительства в конкретной структуре и конкретная конфигурация реформы госуправления, о которой сейчас говорит власть.
«Для того чтобы грамотно организовать работу расширенного правительства, нужно сначала поставить диагноз, что в существующей системе неэффективно, а потом предложить пути решения, детальную концепцию. Не исключено, что проблемы имеют системный характер, но все-таки для этого необходимо пройти  анализ ситуации и разработку конфигурации реформ.
У нас был такой опыт в 2003 году, когда проводилась административная реформа. Она, правда, была признана не слишком удачной, но это был достаточно серьезный проект с мощной диагностической частью. Так же содержалась идея разделить правительство и ведомства по функциям. Я думаю, что такой интегрированный документ востребован и сегодня», - подчеркивает политолог.
По его мнению, должен быть институционализирован формат работы сторонников. Все должны понимать, что будет собой представлять «большое правительство», что это будет за структура, и как она будет взаимодействовать с аппаратом правительства и с правительством в целом. 
«Моя точка зрения, что это должен быть орган типа Общественной палаты РФ. То есть, разделенный по функциям общественный совет, который инспектирует деятельность правительства. Неинституциализированная ситуация будет нервировать и правительство и самих сторонников.
Нужно, с одной стороны, создать институт этого «большого правительства» с ясным членством и ясными полномочиями. С другой стороны, создать деятельную программу реформирования системы госуправления, по крайне мере, аналогичную той программе, которая существовала при проведении административной реформы в 2003 году», - подытожил Орлов.
Расширенное правительство не должно стать новым бюрократическим объединением с распределенными ролями. Такое мнение по итогам встречи президента с Общественным сокомитетом сторонников выразил в комментарии ER.RU известный саксофонист, координатор проекта «Единой России» «Культура и время» Игорь Бутман.
«Мне не хотелось бы, что «большое правительство» стало новым бюрократическим объединением с распределенными ролями, - подчеркнул Бутман. - Как я понимаю, это должна быть более общественная организация, которая работает не за деньги, а за идею».
По его словам, в состав расширенного правительства могут войти и чемпионы Олимпийских игр, и крупнейшие бизнесмены, и политики, и популярные артисты, и многие другие представители общественности. «Мы должны найти силы и время помочь нашим гражданам. Это - призыв участвовать в жизни страны. Я уверен, что такие встречи необходимы», - отметил музыкант, добавив, что следующая встреча, как заявил Медведев, состоится ориентировочно 5 декабря.
«Я рад тому, что по всем основным вопросам мои мысли совпадают с мыслями Дмитрия Анатольевича, - подчеркнул Бутман. - В своей речи он затронул многие аспекты жизни. Это была встреча президента, как он сам выразился, с активными успешными людьми, которые добились чего-то в жизни. Президент просит этих людей применить их опыт и энергию для развития России, нового правительства страны и для новых изменений, которые он задумал еще несколько лет назад».
Вице-спикер Госдумы Светлана Журова, комментируя ER.RU встречу Дмитрия Медведева с представителями Общественного комитета, выразила уверенность, что что это был полноценный диалог людей из разных областей и имеющих разное видение проблем.
По словам вице-спикера ГД, многие вопросы сегодня не решаются из-за отсутствия межведомственной согласованности. В связи с этим, отметила она, главным вопросом обсуждения на встрече стала возможность разговора власти и самых широких слоев общества.
«Главное, чтобы после проведенных обсуждений был результат. Сегодня был очень интересный разговор, открытый. Это разговор с общественностью, а не с министрами», - подчеркнула Журова.
Первый заместитель секретаря Генсовета партии «Единая Россия» Сергей Железняк убежден, что ключ к формированию современного, динамично развивающегося российского государства, цивилизованной правовой системы общества, направленной на самореализацию и повышение качества жизни людей - в привлечении широкого круга экспертов к реформированию системы государственного управления и общественного устройства.
«Сегодня  у нас  состоялся доверительный разговор с президентом по реализации  идеи формирования «большого правительства». В рамках создаваемого Общественного комитета мы обсудили наиболее острые вопросы, касающиеся развития нашего общества, принципов выстраивания отношений между государством и общественными институтами, при  которых  власть должна лучше слышать людей и эффективнее работать для них.
Построение эффективной обратной связи между гражданами и органами власти, привлечение широкого круга экспертов к реформированию системы государственного управления, общественного устройства, совершенствованию законодательства, о которых говорил Лидер нашего партийного списка - ключ к формированию современного, динамично развивающегося Российского государства, цивилизованной правовой системы общества, направленной на самореализацию и повышение качества жизни людей», - отметил эксперт.
Железняк напомнил, что президент особо подчеркнул необходимость обновления стратегических программ и вовлечения активных, неравнодушных граждан в систему управления государством.
«Опыт партии и созданного по инициативе нашего лидера Владимира Путина Общероссийского народного фронта по проведению предварительного народного голосования, обновлению депутатского корпуса, обсуждению предложений в народную программу, доказывает  готовность лидеров нашей страны к последовательному обновлению политической системы  и государственных институтов в нашей стране, к стабильному развитию России в интересах наших соотечественников. Это - залог наших побед на предстоящих выборах и будущих свершений», - подытожил Железняк.

Поделиться: