08:3302.11.11

Предпринимателей в России любят всё больше и больше, но не все

Предпринимателей в России любят всё больше и больше, но не все

Наши сограждане всё лучше и лучше относятся к частным предпринимателям, сообщает  www.mn.ru. Самые большие любители бизнесменов - молодые люди и единороссы, а самые главные противники - коммунисты и пенсионеры. Об этом свидетельствуют данные инициативного опроса ВЦИОМ.
Исследование показало, что почти каждый второй (45%) респондент «хорошо» относится к тем, кто занимается малым и средним бизнесом. В 2009 году этот показатель был несколько ниже - 41%. Группа тех, кто относится к предпринимателям «скорее хорошо», за это время почти не изменилась (снижение с 38% до 36% - в рамках статпогрешности). Тех, кто настроен по отношению к бизнесменам «скорее плохо», сегодня 7% (против 9% три года назад). А категоричную оценку «плохо» предпринимателям поставили 5% (было 4%). Таким образом, в целом  благосклонно взирают на «частников» 81% россиян, в целом отрицательно настроены 12%. 6% - затруднились с ответом. 
Как оказалось, сторонники разных партий отличаются разной степенью любви к предпринимателям. Больше всего их любят единороссы - в структуре электората «Единой России» 89% настроены положительно и только 7% отрицательно. Почти так же распределяются оценки бизнесменов в структуре электората «Справедливой России» (86% положительно, всего 3% отрицательно), что подтверждает генетическую близость двух «партий власти». Чуть отстает от коллег по парламенту ЛДПР - в симпатиях к бизнесу призналось 79% электората этой партии, в антипатиях - 15%.
Более критически к бизнесменам настроены сторонники непарламентских партий - тут положительно настроенных 75%, а однозначный ответ «хорошо» дали только 39%, а 21% бизнесменов в той или иной степени недолюбливают. А главные проводники классовой ненависти - голосующие за КПРФ: среди них каждый третий (30%) относится к предпринимателям плохо или скорее плохо. Ответ «хорошо» дали только 28% коммунистов, «скорее хорошо» - 37%, итого 65%. 
Отцы и дети тоже любят бизнесменов неравномерно. Наиболее лояльны к предпринимательству молодые (18-24 года) - 55% дали ответ «хорошо», в целом положительно настроены 88% в этой возрастной группе, только 6% - «плохо». Эти цифры почти идентичны и ответам следующей возрастной группы (25-34 года). Более старшие группы (35-44 и 45-59 лет) сдержаны в оценках и чаще выбирают вариант «скорее хорошо», чем просто «хорошо». Однако и здесь тенденция почти не меняется: 86-84% разделяют положительные установки. Правда, если у 35-44-летних негативные оценки почти не встречаются (7% в целом), то в предпенсионном возрасте уже 13% недолюбливают бизнесменов. 
А в группе 60+ (пенсионный возраст) во взглядах россиян случается перелом: «хорошо» к бизнесменам относятся только 27%, «скорее хорошо» 36%. Таким образом, положительные установки в отношении предпринимателей - у 63% российских пенсионеров. А негативные - у каждого третьего-четвертого (27%). Кстати, параллельно каждый четвертый пенсионер за 60 является поклонником КПРФ - вот где теория классовой борьбы смыкается с бедственным положением многих российских стариков. 
Что касается места проживания, то больше всего любителей и любительниц бизнесменов окопалось в двух столицах: 92% жителей Москвы и Санкт-Петербурга признались в симпатиях к предпринимателям, только 5% - в нелюбви к ним. Как ни странно, наиболее критически смотрят на бизнесменов жители крупных городов (не столиц) с населением более полумиллиона человек: только 38% из них однозначно любят предпринимателей, в целом положительно настроены 78%, негативно - 13%. Почти такие же оценки характерны для малых городов с населением менее 100 тысяч человек  (78% - в целом хрошо, 15% - плохо). А вот село и средние города (100-500 тысяч человек) относятся к бизнесменам практически одинаково (по 82% - в целом хорошо, 11-13% - плохо).
Гендиректор Валерий Фёдоров объясняет возрастающие симпатии к бизнесменам сменой поколений. «У нас уже 20 лет как частный бизнес существует, - сказал социолог «МН». - В начале 90-х бизнесмены воспринимались как картинные типы в малиновых пиджаках, в 2000-е как олигархи, семибанкирщина. Сегодня среднестатистический бизнесмен недалеко отстоит от обычного гражданина, и это сняло многие общественные фобии. Кроме того, народилось целое поколение, для которого бизнесмен -- не эксплуататор, а обычный человек». Фёдоров также отмечает ситуативный фактор, который работает на улучшение имиджа предпринимателей последние три года: «Предприниматели в информационной среде предстают не как мироеды, а как жертвы силовиков, взяточников и бюрократов, которые «кошмарят» бизнес. И это тоже действует на людей».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 21-22 июля 2011 года. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Поделиться: