10:2002.11.11

Териберская губа обретет новый порт

Териберская губа обретет новый порт

Район предполагаемого строительства морского порта для перевалки СПГ находится в Мурманской области на берегу Баренцева моря в губе Териберская. Заказчиком по его проектированию и строительству определено ООО «Газпром добыча шельф». Функции генерального проектировщика объектов морского порта и внешней инженерной инфраструктуры выполняет ОАО «Гипроспецгаз». При этом субподрядный контракт на проектирование объектов хранения и отгрузки СПГ и газового конденсата (ГК) получила американская компания Chicago Bridge and Iron (CB&I), а субподрядный договор на проектирование общепортовой инфраструктуры заключён с ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ».
Об особенностях строительства нового порта в районе Териберке рассказал Максим Минин, директор этого проекта от ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»:
«В соответствии с существующим графиком реализации инвестиционного замысла освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения планируется строительство объектов для добычи, транспортировки, подготовки, сжижения и отгрузки на специализированные суда природного газа. С месторождения по морскому трубопроводу через установку комплексной подготовки газ планируется направлять на технологические линии завода по сжижению природного газа (СПГ). После сжижения газ по системе криогенных трубопроводов будет поступать в береговой резервуарный парк морского порта для накопления грузовой партии и последующей его отгрузки на танкеры-газовозы.
Считается, что в будущем на мировом рынке газа будет доминировать именно сжиженный природный газ (СПГ). Это обусловлено, в первую очередь, постоянным снижением себестоимости технологии сжижения и высокой, по сравнению с газопроводами, гибкостью сетей снабжения СПГ, позволяющей успешно обеспечивать обслуживание множества рынков. Технологии получения сжиженного газа превращают СПГ почти в такой же мобильный вид топлива, как и нефть. Кроме того, СПГ является более экологически чистым видом топлива.
В настоящее время мировой рынок производителей СПГ уже сложился и делится между странами Южной Азии, Африки, Среднего Востока, Австралии и Америки. Первое промышленное производство и вступление России на рынок СПГ связано с реализацией проекта «Сахалин-2» и строительством компанией «Сахалин Энерджи» завода по производству СПГ на острове Сахалин. Следующий проект - освоение Штокмановского месторождения. Его запасы оцениваются в 3,2 трлн м3 газа и 31 млн тонн конденсата.
Таким образом, в Северо-Западном регионе применение технологий отгрузки СПГ в таком объеме будет использоваться впервые. В связи с отсутствием у российских компаний собственных технологий и опыта сжижения природного газа в рамках проекта строительства морского порта будут применяться технологии отгрузки СПГ зарубежных партнеров. Для внедрения этих новейших технологий требуется постоянный обмен опытом с зарубежными строительными и проектными компаниями.
В устье реки Териберка, в 127 км к северо-востоку от Мурманска расположен одноименный поселок городского типа. От Мурманска до Териберка ведет автодорога, которая в настоящее время продлевается до объектов строительства. Другая инфраструктура практически отсутствует.
Необходимость в строительстве нового порта вызвана отсутствием в регионе терминалов для приёма и отгрузки СПГ, а соответствие района губы Териберская (незамерзающая акватория, достаточные глубины и наличие свободной территории) основным требованиям для приема танкеров-газовозов определило его месторасположение.
В то же время, сложные природные условия в этом районе Баренцева моря (сильный ветер, большая волна, частые штормы) заставляют проектировщика выработать ряд нестандартных и даже уникальных инженерных решений.
В районе отсутствует портовая инфраструктура, что предполагает строительство в составе порта целого комплекса объектов вспомогательного назначения. Так, например, планируется строительство районов приёма грузов, баз портофлота и ЛАРН, бункеровочной нефтебазы, базы технического обслуживания флота, ремонтно-гаражных мастерских, базы СНО, СУДС, а также всего спектра объектов инженерной инфраструктуры, в том числе ЛЭП на 150 кВ, трансформаторных подстанций, водозабора, очистных сооружений, других объектов и коммуникаций.
Однако самое сложное - это принятие решений по обеспечению безопасности морских и грузовых операций со сжиженным природным газом на акватории порта. Открытая акватория губы Териберская и арктический климат Баренцева моря ограничили выбор места размещения грузовых причалов.
По результатам многочисленных исследований и моделирования ветроволновых условий акватории порта с привлечением ведущих специализированных институтов, удалось обосновать единственно возможное место для размещения терминала для отгрузки СПГ в танкеры-газовозы. На основании именно этих решений принята и утверждена компоновка всего порта.
Проектируемый морской порт при полном развитии должен обеспечить отгрузку 30 млн тонн СПГ в год. В сложных климатических условиях, при ограниченности пропускной способности причального фронта, такой производительности можно достичь только при использовании судов большой грузовместимости (до 215 тыс. м3) и предельных характеристиках отгрузочной системы СПГ.
На основании базовых решений ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ совместно с основным партнером CB&I разработал ряд проектных решений, связанных со строительством главных объектов отгрузки СПГ и ГК. В разработке же проектной документации строительства морского порта, соответствующей требованиям портостроения в РФ и самой современной зарубежной практике, приняли участие более 30 организаций. Объекты такой специализации подобного масштаба в нашей стране до сих пор не реализовывались.
Портовая инфраструктура, как и все остальные объекты, предназначенные для освоения Штокмановского месторождения, планируется к строительству не только в районе со сложными климатическими условиями, но и с хрупкой экосистемой, требующей соответствующих защитных и компенсирующих мероприятий.
www.morvesti.ru

 

 

Поделиться: