09:0007.11.11

Долгая дорога к Штокману

Долгая дорога к Штокману

В минувшее воскресенье состоялся первый в истории работы Штокмановского проекта пресс-тур, организованный компанией «Газпром добыча шельф» и Управлением по организационно-техническому сопровождению Штокмановского проекта. Журналистам продемонстрировали первый объект инфраструктуры - почти на 80% готовую дорогу от Териберки в сторону будущей промышленной площадки, куда войдут завод по сжижению газа, порт, портофлот, инженерные коммуникации.
Начальник Управления по организационно-техническому сопровождению Штокмановского проекта Шамиль Абдуллин (фото 2, справа) пояснил журналистам, что проект освоения месторождения, открытого в 80-х годах прошлого столетия, не затянут по времени, как многие неправильно полагают. Все делается по утвержденным нормативам.
«Завершающая разведочная скважина пробурена в 2006 году, - говорил Шамиль Нуриевич. - Так, по нормативам, чтобы защитить запасы в соответствующих органах, нужно пробурить 7 скважин: одну - в центре месторождения, и 6 - на периферии. По результатам исследований последней скважины были уточнены запасы углеводородного сырья на месторождении, защищены в комитете по запасам и переданы в промышленную разработку. В 2006 году завершен заключительный этап геологоразведки, и уже в декабре 2009-го началось строительство дороги от Териберки в сторону промышленной площадки, длиной 8,2 км».
Строительство ещё не завершено, но к трассе уже подведено электричество, выполнены мостовые переходы. Сделано главное тело дороги, которая пока еще не асфальтируется, потому что по ней еще должна пройти достаточно тяжелая техника. В целом на 70-80% дорога выполнена, сказал начальник управления.
Параллельно, по трассе от Штокмановского месторождения до берега, в Териберской губе проводятся изыскательские работы. По трассе будущего газопровода исследуются: характер грунта, определяются возможные нагрузки, перепады высот, другие. В губе бурятся инженерные скважины, в море и на берегу. Это все нужно для окончания проектирования береговых объектов - завода по сжижению газа, порта для отгрузки сжиженного газа и всей сопутствующей инфраструктуры, включая подвод электроэнергии, прокладку водоводов, канализационных сетей, полигон твердых бытовых отходов. «К новой инфраструктуре может подключиться и Териберка, по планам это случится в 2016 году», - обещал Шамиль Абдуллин.
Как пояснил заместитель генерального директора компании «Газпром добыча шельф» Геннадий Гаврилин (фото 2, слева), в районе Териберки должна заработать административная зона, вахтовый посёлок, все инженерные коммуникации. «Окончание пуско-наладочных работ по порту - в 2017 году, тогда должна уже будет функционировать первая фаза проекта - отгрузка с завода СПГ сжиженного газа, - сказал Геннадий Михайлович. - В декабре текущего года будет выполнено окончательное инвестиционное решение по Штокмановскому проекту, и компания «Штокман Девелопмент АГ» уточнит все сроки. Начало второй фазы проекта - в 2019 году, третьей - в 2022 году. Каждая фаза по инфраструктуре практически одинакова, все три проходят один и тот же путь: устанавливается добычная платформа, подводные добычные комплексы, тянется труба до берега в губу Баренцева моря. Есть лишь разница в технологических решениях, объемах работ - добычи, переработки, отгрузки. Когда все фазы будут задействованы, получится около 30 млн тонн СПГ в год. И на пике годовой объем добычи газа со Штокмана будет составлять более 70 млрд кубометров».
Напомним, по разведанным запасам природного газа Штокман является сегодня одним из крупнейших месторождений в мире. Запасы месторождения по категории С1 составляют 3,9 триллиона кубометров газа и 56,1 миллиона тонн газового конденсата, из которых в границах лицензионного участка «Газпрома» расположены 3,8 триллиона кубометров газа и 53,4 миллиона тонн газового конденсата. Штокмановское газоконденсатное месторождение находится в центре шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря на расстоянии около 600 километров к северо-востоку от Мурманска. Глубина Баренцева моря в этом районе достигает 340 метров.
Шамиль Абдуллин пояснил, что две буровые платформы, предназначенные для бурения эксплуатационных скважин на Штокмановском месторождении - «Северное Сияние» и «Полярная Звезда», сейчас находятся на Дальнем Востоке. Одна уже построена, другая - вот-вот будет построена. Корпуса делали на заводе в Выборге, «начинка» - на верфи «Самсунг». Пока буровые станут работать пока проекту Сахалин-3, который тоже ведет компания «Газпром добыча шельф». Но с началом активной фазы Штокмана платформы направятся в Мурманскую область. Придут сюда сами, ведь они самоходные, пояснил начальник управления.

Поделиться: