15:0717.11.11

Игнорирование ряда решений II Всероссийского съезда рыбаков законодателями и федеральной властью создало угрозы дестабилизации работы Северного бассейна

Игнорирование ряда решений II Всероссийского съезда рыбаков законодателями и федеральной властью создало угрозы дестабилизации работы Северного бассейна

На сегодняшней IV научно-практической конференции в МГТУ на тему: «Состояние и перспективы развития рыбной промышленности Северного бассейна» председатель КС «Севрыба» Вячеслав Зиланов (фото 2) высказался по неутешительным итогам исполнения решений II Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства, прошедшего 26-27 ноября 2002 года в Москве. Как мы уже сообщали, конференция в Мурманском техническом университете созвана для определения круга вопросов, которые будут вынесены на III Всероссийской съезд рыбаков, который состоится 15-16 февраля 2012 года, тоже в Москве.
Вячеслав Константинович напомнил, что инициаторами созыва прошлого съезда стали рыбаки Северного бассейна, которых поддержали представители всех промысловых бассейнов страны, а также профсоюзы и представители политических партий, которые на тот момент активно занимались рыбохозяйственными вопросами. Этой встрече предшествовали аукционы по продаже рыбы «в воде», тогда отсутствовала система наделения ресурсами пользователей, существовала неурегулированность ряда международных вопросов, была запутана система налогообложения.
Во II Всероссийском съезде работников рыбного хозяйства приняли участие 320 делегатов и 130 приглашенных, включая заместителя председателя правительства России Алексея Гордеева, курировавшего тогда рыбную отрасль, депутатов ГД и сенаторов СФ, губернаторов приморских регионов.
«Съезд принял развернутое решение, состоящее из 19 предложений, 2-х обращений к правительству и президенту страны и одного запроса к Генеральному прокурору РФ, - сообщил Вячеслав Зиланов. - К участникам и гостям съезда обратился тогдашний президент Владимир Путин, подтвердивший, что в рыбохозяйственной отрасли есть немало проблем, грамотное решение которых есть необходимое условие для успешного развития. Эти слова, сказанные 9 лет назад, в полной мере, наверное, можно отнести к сегодняшнему состоянию отрасли».
Вместе с тем, отметил председатель КС «Севрыба», основные проблемы, вынесенные на II Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства, были решены. Принят базовый закон о рыболовстве, отменены массовые аукционы по продаже рыбы «в воде», утвержден принцип наделения рыбопромышленников долями-квотами на долгосрочный период, создано Федеральное агентство по рыболовству, непосредственно подчиненное правительству (раньше рыбное ведомство подчинялось Минсельхозу РФ. - Авт.). С большим трудом удалось изменить систему «работы с кадрами», при которой практически каждый год менялся руководитель ФАР.
«Все это способствовало стабилизации рыбной отрасли, включая Северный бассейн, рыбаки которого плотно закрепились в Северной Атлантике - Баренцевом, Норвежском, Гренландских морях, - сказал Вячеслав Константинович. - Вылов предприятий Северного бассейна, по предварительным данным, должен превысить в 2011 году 910 тысяч тонн».
Ряд решений прошлого съезда был проигнорирован законодателями и федеральной властью, в связи с чем возникли угрозы дестабилизации работы Северного бассейна. «Лоббируется на всех уровнях, начиная от заместителя председателя правительства РФ, пересмотр механизма наделения долями-квотами пользователей с исторического принципа на принцип квот «под киль», - подчеркнул Вячеслав Зиланов. - И только для тех, кто строит суда на отечественных верфях. Это равносильно изданию закона, согласно которому правом проезда по государственным дорогам (федеральным, региональным и муниципальным) будут пользоваться только те, кто владеет отечественным автомобилем.
Недофинансирование научных исследований по мониторингу состояния сырьевой базы рыбной промышленности и устаревший научно-исследовательский флот, отсутствие экономических механизмов по обновлению и модернизации рыбопромысловых судов и береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Об этом говорится очень много, делаются громкие заявления, но нет главного - экономического механизма обновления флота. Продолжается концентрация властных полномочий по вопросам рыболовства и контроля в центральных федеральных органах. Доминируют контрольно-надзорные функции в ущерб расширения производства по всем направлениям. По существу федеральное и региональное законодательство создали идеальные условия для работы силовых структур и совершенно неблагоприятные - для развития бизнеса.
Потепление Баренцева моря, Северо-Западной Атлантики увеличивают ареал рыбопромысловых площадей и научных исследований в далеком северном направлении, что требует совершенно нового подхода к освоению ресурсов Северного бассейна, возможна потеря западных промысловых районов, включая зону архипелага Шпицберген. Это те угрозы, которые мы реально ощущаем не при анализе, а непосредственно на промысле.
Чтобы придать импульс развитию рыбохозяйственной отрасли, я считаю, законодателям надо принять поправки к закону о рыболовстве в отношении прибрежного промысла, контрольных научно-исследовательских уловов, в части сокращения избыточных контролирующих функций. Создать условия для организации и проведения поисковых работ по определению новых районов промысла и воссозданию промысловой разведки. Надо передать часть полномочий от федеральных органов приморским субъектам Северного бассейна, рыбацким ассоциациям и объединениям. В 2004 году президент страны Владимир Путин на заседании президиума Госсовета в Астрахани дал соответствующее поручение законодательной и исполнительной власти. Но воз и ныне там. Более того, после съезда рыбаков прошло четыре крупных совещания с участием президента, им дано более 92-х поручений правительству и другим федеральным органам. К сожалению, КПД исполнения составляет 40-42%.
На региональном уровне тоже нужно принять ряд законодательных решений: по обеспечению устойчивого развития береговой переработки, опережающему развитию марикультуры, спортивного и любительского рыболовства, стимулированию заходов рыбопромысловых и транспортных судов в отечественные порты - для выгрузки, ремонта, получения снабжения и отстоя. До сегодняшнего дня это все не создано».

Поделиться: