11:1918.11.11

Прежде чем увеличивать тарифную нагрузку на население, энергокомпаниям и потребителям стоит поработать над собственной эффективностью, Эльвира Набиуллина

Прежде чем увеличивать тарифную нагрузку на население, энергокомпаниям и потребителям стоит поработать над собственной эффективностью, Эльвира Набиуллина

Решение проблемы перекрестного субсидировании в электроэнергетике потребует минимум пять лет, считает глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. «Задача будет решаться как минимум в течение пяти лет. Перекрестное субсидирование нужно постепенно сокращать», - заявила она в интервью «Интерфаксу».
«Перекрестное субсидирование нельзя устранить одним махом. Мы должны считаться с платежеспособностью населения, с уровнем и ростом доходов. Сейчас перекрестное субсидирование составляет около 140 млрд рублей», - считает министр.
При этом, по её словам, правительство пока не готово к либерализации цен на электроэнергию для населения. «Мы сейчас не готовы либерализовывать цены на электроэнергию для населения. Соответственно новых сроков (перехода к либерализации. - ИФ) не определяли», - сказала Эльвира Набиуллина, комментируя перенос сроков перехода к свободным ценам для населения с 2014 года на неопределенное время.
Прежде чем увеличивать тарифную нагрузку на население, энергокомпаниям и потребителям стоит поработать над собственной эффективностью, полагает министр. «Поднимать тарифы до «экономически обоснованного уровня», когда в издержки компаний заложена огромная неэффективность, когда отсутствуют возможности регулировать уровень потребления, было бы несправедливым.
Поэтому нужна достаточно серьёзная программа по снижению издержек естественных монополий, программа по энергосбережению. И тогда большая доля населения в оплате услуг ЖКХ не будет такой финансовоемкой», - сказала Эльвира Набиуллина.
По словам главы Минэкономразвития РФ, реформа электроэнергетики ещё продолжается. В ходе реформы уже удалось выполнить задачу по привлечению инвестиций в генерацию, отметила Эльвира Набиуллина. Вместе с тем, ещё предстоит работа по повышению конкуренции на рынке для давления на цены. «Получили ли мы достаточную конкуренцию, чтобы снижать цены? Пока нет. За последние пять лет тарифы выросли в два раза без изменений в качестве услуг. Здесь три ключевые причины - недостаточное развитие конкуренции на розничных рынках, сохраняющееся достаточно большое перекрестное субсидирование и отсутствие эффективного регулятора», - резюмировала министр.
Глава Минэкономразвития также считает нецелесообразным изменение действующей модели энергорынка с разделением ценообразования на электроэнергию и мощность на данном этапе. «Я против того, чтобы без достаточных оснований менять фундаментальные правила. Рынок мощности создавался и создается очень тяжело, но метаться из стороны в сторону просто неправильно», - заявила Эльвира Набиуллина, отвечая на вопрос агентства о целесообразности перехода на одноставочную торговлю электроэнергией и мощностью.
По мнению Набиуллиной, одноставочное ценообразование приведёт к большей волатильности на электроэнергетическом рынке. «Одноставочная цена проще в понимании и применении. Но рынок в этом случае будет более волатильным. Хотим ли мы, чтобы наши потребители сталкивались с более волатильными ценами? Не уверена», - сказала она.
Министр напомнила, что изначально в России была выбрана двухтоварная система - отдельные торги электроэнергией и мощностью.
В настоящее время на энергорынке торгуются два товара - электроэнергия и мощность. За счет продажи электроэнергии производители компенсируют переменные затраты, прежде всего расходы на топливо (на рынке на сутки вперед, РСВ и балансирующем рынке, БР, где продаются-покупаются отклонения от графика). Продажа мощности обеспечивает возврат условно постоянных затрат генерации - эксплуатационные и капитальные расходы. Цена на мощность по действующим правилам определяется по итогам конкурентных отборов (КОМ), формируется в рамках договоров на поставку мощности (ДПМ, обязательства инвесторов по новым вводам) или же Федеральной службой по тарифам для отдельных категорий станций (вынужденных, самых дорогих, АЭС, ГЭС, ГАЭС).
Дискуссия о целесообразности перехода на совмещенную продажу электроэнергии и мощности началась весной 2011 года. В апреле правительство РФ поручило Минэнерго совместно с Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Федеральной службой по тарифам (ФСТ) в течение девяти месяцев, то есть до конца года, проработать изменения в торговлю мощностью на оптовом рынке, в том числе с возможностью перехода на одноставочное ценообразование.
За разработку новой модели энергорынка, помимо профильных министерств, взялись НП «Совет рынка» и рабочая группа при первом вице-премьере РФ Игоре Шувалове (так называемая «группа Удальцова»: Юрий Удальцов возглавлял процесс формирования модели энергорынка при РАО «ЕЭС России»). При этом каждая из сторон предложила в качестве основного принципа переход на одноставочное ценообразование, при котором ключевым инструментом торгов становится свободный договор на электроэнергию и мощность (СДЭМ). Этот договор складывается из двух составляющих - цены мощности, о которой поставщик и потребитель договариваются самостоятельно, и цены электроэнергии на РСВ.
Участники рынка встретили инициативу об изменении модели энергорынка неоднозначно. Одни компании готовы были признать любые изменения ради того, чтобы в правилах появилась какая-то определенность, другие, например, иностранные инвесторы, говорили о том, что имеет смысл совершенствовать существующую модель.

Поделиться: