09:3921.11.11

Сегодня сбытовая надбавка гарантирующим поставщикам низка и экономически не обоснована, Александр Черечеча

Сегодня сбытовая надбавка гарантирующим поставщикам низка и экономически не обоснована, Александр Черечеча

На субботнем совещании в администрации Мурманской области, о работе которого мы уже сообщали, директор филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» Сергей Губич сказал, для их компании была установлена НВВ (необходимая валовая выручка) в 2011 году в 4 млрд 19 млн рублей, в том числе себестоимость  -  3 млрд 343  млн рублей, из которой 2 млрд  135 млн - плата Федеральной сетевой компании и 38 млн рублей предусмотрены  на реализацию  инвестпрограммы за счёт прибыли.
- Тяжелая ситуация, - констатировал зампред ГД  Валерий Язев.
- Внутри регулируемого на месте тарифа находятся нерегулируемые параметры, на которые в регионе никто повлиять не может, - продолжил Сергей Витальевич. - Та же самая ситуация, что и по теплу: мазут не регулирует никто, а тариф ограничен.
- Даже снижая подведомственные региону составляющие, мы все равно не выходим на 15%, получается 15,5% и даже выше, - уточняет губернатор Дмитрий Дмитриенко. - Фактически федеральная доля в росте тарифа составляет 60-70%.
- Выяснилось, что штрафы и пени с потребителей многие регионы не взимают, - напомнил Валерий Афонасьевич. - В Мурманской области гарантирующие поставщики за недобор и перебор заявленной мощности штрафы и пени берут?
- Реально нет, только на бумаге, - ответил глава региона. - Задолженность сбытам составляет больше 2 млрд рублей. Мы не стимулировали их к взысканию.
- Вот что прошло в этом году со сбытами, - поясняет вице-губернатор Александр Черечеча. - В теле тарифа 3% составляет сбытовая надбавка гарантирующим поставщикам, региональный фактор - это сети, все остальное - федеральный фактор, который трогать нельзя. «Обрезали» инвестсоставляющую сетевикам в 800 млн рублей, сбытовую надбавку ГП. Сегодня сбытовая надбавка низка и экономически не обоснована, мы её административным порядком «обрезали» через ЧЧИМ (число часов использования мощности). У сбытов - 2,5 млрд задолженности оптовому рынку, и надо отдать должное - они её не наращивают, компенсируют за свой счёт. Лишая гарантирующих поставщиков ЧЧИМ, мы не даем им возможности компенсировать убытки по неплатежам. Сбытовая надбавка становится экономически необоснованной, маленькой, и возможности сделать её больше не будет.
- Я же говорю, что на федеральном уровне сформирована рабочая группа по подготовке к 20 марта 2012 года предложений в новые правила рынка розничной энергии, - напомнил Валерий Язев.
- К 20 марта половина компаний обанкротится, - заметил губернатор.
- Наверное, это неправильно, когда через ЧЧИМ кто-то становится заложником ситуации, расплачивается за других, - считает Александр Черечеча. - Надо выравнивать плату за ресурсы. Но должны идти два параллельных процесса. С одной стороны - усредняем ЧЧИМ, не делаем дифференциацию, с другой стороны - надо думать о том, на что сбыты будут жить. Надо давать им реальные деньги, аккумулировать их.
- Закредитованность сбытовиков оценивается в 116 млрд рублей, - уточнил заместитель председателя Госдумы. -Существенно изменились условия, банки сейчас имеют право требовать досрочной выплаты кредита, не говоря уже о том, чтобы брать новые.
- Доход от сбытовой надбавки за 9 месяцев текущего года составил у нас порядка 300 млн рублей, от ЧЧИМ - примерно 465 млн, - говорит Руслан Червяков, генеральный директор ОАО «Колэнергосбыт». - 40% - сбытовая надбавка и 60% - трансляция мощности. Основные доходы «Колэнергосбыта» поступают от ЧЧИМ. Как уже сказано, размер сбытовой надбавки подавался в УТР, где «урезался» практически в 2 раза. Сбытовая надбавка по 2011 году в 400 млн рублей не покрывает расходов «Колэнергосбыта», основная статья которых - зарплатная. За счёт так называемых сверхдоходов «Колэнергосбыт» нёс ношу неплатежей, которая на сегодняшний день составляет более 3 млрд рублей. Выручка в месяц - примерно 1 млрд рублей, 3 млрд - неплатежи потребителей. Причина неплатежей в большей степени связана с работой электрокотельных, у которых - трехкратная разница в тарифах. Мы им продаём электричество в 3 раза дороже, чем оно выходит в тепловом тарифе. При этом денег от некоторых электрокотельных мы в принципе не получаем, а на выручку своевременно платим ещё и налоги, что даёт удорожание ещё в 40%. Вторая проблема - неплатежи управляющих компаний и неплатежи населения. По факту отмена ЧЧИМ, как сказал Александр Васильевич (Черечеча, вице-губернатор. - Авт.), несущественно скажется на потребителе, но очень существенно - на «Колэнергосбыте», который оказался зажатым с двух сторон. С одной - государство не предусматривает в тарифах фактическую себестоимость электроэнергии, с другой стороны - наши генераторы и сетевые компании, которые почти все - государственные, на оптовом рынке требуют почти 100% оплаты за поставленное электричество. Основным источником финансирования в таких условиях являются кредиты, которые сбытовые компании привлекают. Если на этом этапе мы не получим экономически обоснованные тарифы или субсидии, то ситуация не разрешится. Мы получим нескончаемую проблему, и естественный путь у «Колэнергосбата» получится только один - банкротство в 2012 году. Никаких источников существования не будет. Потребитель потребителю - рознь. Одно дело - ГОК, который платит, и он - один, другое дело - мелкий потребитель, на которого даже расходы по учёту значительны. Резко начали решать в Мурманской области проблему тарифных дисбалансов не с той стороны, надо начинать снизу, с потребителей. Получается как? За мазут не оплатили - его и не получили. А электрокотельную «Колэнергосбыт» отключить не может, потому что есть решение суда, запрещающее это делать под угрозой уголовной ответственности. И многие потребители этим пользуются. Продавцы мазута без аванса топливо не отгрузят, и электричество в данном случае использовать удобно - топишь электрокотельную и топишь, без права ограничения.
- В постановлении правительства № 877 не могли учитывать региональную особенность, за это надо биться отдельно, - сделал вывод Валерий Язев.

Поделиться: