08:1828.11.11

Мобильный досмотровый комплекс: найти и обезвредить

Мобильный досмотровый комплекс: найти и обезвредить

В конце ноября в Москве, в рамках мероприятий «Транспортной недели-2011», состоялись V Юбилейная международная выставка и V Юбилейный международный форум «Транспорт России». В качестве уникального экспоната выставки генеральный директор ФГУП «Канал им. Москвы» Анатолий Сакуренко представил участникам пресс-тура региональных СМИ мобильный досмотровый комплекс, предназначенный для предотвращения угрозы террористических актов с учетом возможности проноса на борт транспортного средства взрывчатых, газовых и химических веществ, боеприпасов, холодного оружия. Стоимость полного комплекта оборудования - 40 млн рублей. Все - отечественного производства за исключением радиосканера «Провижн», да и в том просматривается 20-процентное участие российского капитала.
«Мобильный досмотровый комплекс (МДК) - это федеральная собственность, переданная в эксплуатацию каналу имени Москвы, - рассказывает Александр Сакуренко. - Он разработан в связи с подготовкой к серьезным мероприятиям, связанным с массовым приходом пассажирских судов в российские порты. В первую очередь я говорю о саммите АТЭС, который пройдет в сентябре будущего года во Владивостоке и об Олимпиаде-2014 в Сочи. Как предполагают в Минтрансе, делегаты, участники и туристы будут жить не в городских гостиницах, а в каютах круизных лайнеров, на которых они прибудут».
Планируется, что после пилотной апробации МДК, в приобретении подобных комплексов проявят заинтересованность не только собственники и акционеры крупных транспортных компаний, занимающихся морским или речным судоходством, но и те, чья деятельность связана с перевозкой пассажиров авиа- и железнодорожным сообщением.
Досмотровый комплекс компактно размещается в 40-фунтовом контейнере, то есть, его можно отправить адресату, как морем, так и на железнодорожной платформе. И конечно - по автодороге. Экспонат этой выставки собирался в Нижнем Новгороде, прошел своим ходом до Москвы, а потом, с апреля по ноябрь, в период речной навигации, работал на канале имени Москвы.
Экскурсовод, он же - главный инженер этого проекта и представитель компетентных органов одновременно, попросил не называть его имени, но подробно рассказал и показал журналистам с Севера и Запада России, Краснодарского края, Поволжья, Кавказа, Урала и Сибири мобильный досмотровый комплекс.
МКД состоит из двух пропускных пунктов, один устанавливается на полуприцепе, другой - в выносной палатке. Именно этот комплекс выполнен по техническому условию канала имени Москвы, другой заказчик может ставить проектанту другие либо дополнительные условия.
Как уже сказано, недавно МДК завершил летнюю навигацию, отработав на причалах Северного морского вокзала и Южного речного порта столицы. Выяснилось, что пропускная способность пункта на самоходном полуприцепе - 350 пассажиров в час, в палатке - 150. В среднем -300 человек проверяются за 1 час. Цель досмотра - не допустить проноса на борт средств взрывания, взрывчатых веществ, химического и иного оружия, холодного оружия. Ограничение по проносу холодного оружия в виде перочинных, столовых и сувенирных ножей законодателем не вводится, но контроль за этими предметами должен осуществляться. На время нахождения на судне пассажир обязан сдать таковые капитану.
Для недопущения проноса на судно средств взрывания и их производных в полуприцепе смонтирован одноракурсный рентгеновский интраскоп - рентгенотелевизионная установка для проверки ручной клади и багажа. Эта установка - российского производства, собранная в Москве.
«Скорость проверки зависит только от длины транспортной ленты - 1 метр проходит за 2 секунды, - пояснил специалист. - Если интраскоп проверяет багаж, то смонтированный здесь радиосканер «Провижн» досматривает его владельцев. Это не рентгеновская установка, он не дает никаких побочных эффектов. Все оборудование сертифицировано и лицензировано».
Радиосканер проверяет на наличие закладок (в смысле - тайников) в гардеробе пассажира, при этом снимать одежду человеку не надо.
Такое оборудование на территории России пока не выпускается. Показанное журналистам - первенец. Аналоги, как сказал специалист, стоят в московских аэропортах «Домодедово» и «Шереметьево», с помощью которых проводится досмотр пассажиров при их вылете за рубеж.
«В аэропортах радиосканер стоит стационарно на бетонном полу, - пояснял главный инженер проекта. - В нашем случае конструкция связана с креплениями, монтажом, температура и влажность «Провижн» зависит от состояния наружного воздуха. Для поддержания температурно-влажностного режима внутри полуприцепа смонтированы спринг-системы кондиционирования и отопления. Импортные аналоги при повышении температуры наружного воздуха просто отказываются работать - «табу» накладывает автоматика. Об этом говорят факты минувшего жаркого лета в Москве. Наш радиосканер всю навигацию отработал без малейшего сбоя».
Ради чистоты эксперимента автор этих строк позволит себе некоторое отступление, связанное в то же время с предложенной тематикой. При этой командировке в Москву интраскоп в аэропорту Мурманск (а может, это устройство по проверке ручной клади называется иначе) «увидел» в моей небольшой дорожной сумке складной перочинный нож. Специалист по досмотру потребовал передать его провожающим или же сдать сумку в багаж. Ему был предложен третий вариант - сдать вещь в камеру хранения, чтобы по возвращению забрать. В итоге сотрудник аэровокзал махнул рукой: проходите. Нож улетел в салоне самолета в Москву. При вылете из аэропорта «Шереметьево» обратно в Мурманск в секции досмотра ручной клади ножа не заметили! А может, увидели и тоже махнули рукой? Ведь это был просто нож. Это к слову о человеческом факторе и чудодейственной технике.
В МДК есть комната личного досмотра пассажиров, которые по каким-то причинам не могут быть подвержены контролю при помощи радиосканера - религиозным, связанным со здоровьем и т.д. Такой досмотр имеет право проводить только офицер полиции.
Там же находится средство для локализации возможного взрыва. С его помощью можно «накрыть» пояс шахида, гранату, любое опасное для жизни и здоровья людей устройство, или же значительно уменьшить радиус его поражения.
В МДК должны постоянно находиться не менее 3-х сотрудников охраны и один офицер полиции. Управлять средством локализации возможного взрыва уполномочен старший смены.
Никаких специальных знаний для работы оператором досмотра, как пояснил инженер проекта, не требуется. В состав комплекса входит специально оборудованное учебное место, где готовят сотрудников для управления с металлодетекторами, интраскопами и радиосканерами. В свободное от основной работы время операторы должны заниматься самоподготовкой, ведь от скорости обнаружения закладки зависит жизнь многих людей. В МДК есть банк данных с более чем 300 тысячами фотографий, на которых студенты учатся обнаружению тайников. Чем лучше обучен персонал, тем больше пропускная способность досмотрового комплекса.
Специалист рассказал о приборе, разработанном в МИФИ (Московский инженерно-физический институт - Национа́льный иссле́довательский я́дерный университет), который способен определить гамма-излучение у человека еще до того, как он войдет в досмотровый комплекс. Журналистам продемонстрировали, как «неизвестный» пытается провезти подозрительный предмет, каковым оказались обычные штурманские часы в портфеле. У старшего смены на темном до того времени экране зажглась угрожающая красная надпись о гамма-излучении.
«Предусмотрена в МДК и система видеонаблюдения с элементами интеллекта, но здесь ее нет, так как на Северном речном вокзале она монтируется в составе стационарного инженерного оборудования», - пояснил главный инженер проекта.
Есть в комплекте ручные металлодетекторы, газоанализаторы, которыми достаточно провести вдоль тела, и они обнаружат следы взрывчатых веществ или их компонентов, с которыми человек контактировал две недели назад. Имеется средство поиска радиовзрывателя.
«Уже известно, что шахиды сегодня не сами подрывают объект, это делается по сигналу с мобильного телефона или по команде с радиобрелка, - поясняет специалист. - Если на поднадзорной территории обнаружен подозрительный предмет, то старший смены осуществляет его внешний досмотр. При обнаружении средства взрывания необходимо предотвратить срабатывание взрывателя. Для этих целей предусмотрены «черные чемоданчики» - широкополосные создатели помех. Они полностью закрывают диапазон частот, где работают любые сигнальные системы или мобильные телефоны. Радиус их действия ограничен и подобран таким образом, чтобы не нарушать диспетчерскую связь управления транспортными судами».
Все оборудование МДК может работать от сети и в автономном режиме, от аккумуляторов. Прицеп - длиной 17 метров, одноосный, грузоподъемность - 22 тонны. Он «сломан» по середине и опущен до 60 см от поверхности (обычные - от 90 см и выше). Подогнан под требования правил безопасности дорожного движения. Длина автопоезда вместе с тягачом - 21 метр, ширина - 2,60 метра, высота - до 4,95 метра. Каких-то проблем при проезде по российским дорогам, по заверениям разработчиков, у МДК нет. Время развертывания комплекса - менее получаса, время свертывания - менее 1 часа. В составе автопоезда предусмотрена дизель-генераторная установка, к которой он подключается в случае отсутствия питания. Предусмотрены средства биологической защиты от воздействия оборудования на окружающую среду.
«Аналогов мобильного досмотрового комплекса ни в России, ни за рубежом нет, - еще раз заверили журналистов специалисты. - Сфера его применения может быть достаточно широкой».

 

 

Поделиться: