15:4328.11.11

Архангельск готовится к Штокману

Архангельск готовится к Штокману

Географическое положение делает Архангельск наиболее удобной, ключевой перевалочной базой как для Севморпути, так и для строительства логистическо-распределительного центра и комплексной базы обеспечения нефтегазовых проектов. В том числе - по освоению Штокмановского и Приразломного месторождений, месторождений на полуострове Ямал и приямальском шельфе, а также для создания вспомогательных производств, сообщает expert.ru.
Судостроительные гиганты Северодвинска уже имеют огромный опыт создания морской техники для реализации нефтегазовых проектов. Кроме того, в прошлом году в Архангельске компанией «Межрегионтрубопроводстрой» запущено не имеющее аналогов в России производство по нанесению утяжеляющего бетонного покрытия на трубы большого диаметра для подводных магистральных газопроводов. У местного бизнеса есть твердая уверенность, что по архангельским трубам пойдет газ и со Штокмановского месторождения.
В рамках Штокмановского проекта предполагается строительство добычного судна, средств транспортировки и береговой инфраструктуры. К сожалению, рассчитывать составить конкуренцию заводам Кореи и Китая по удельной стоимости на тонну корпуса судна не приходится. Зато «Звездочка» конкурентны в создании верхних строений, и именно на этом надо концентрировать усилия. Изготовление корпуса добычного судна возможно на «Севмаше», однако для этого нужна серьезная модернизация его инфраструктуры и мощностей. В случае размещения на предприятии заказа на верхние строения также потребуется провести модернизационные работы, но в несколько меньшем объеме. Эти усовершенствования в будущем позволят «Севмашу» строить суда большого водоизмещения, а также различные крупнотоннажные.
Многие предприятия Архангельской области долгое время находятся в состоянии простоя или неполной загрузки, что неизбежно приводит к моральному и физическому устареванию производственных мощностей, потере квалифицированных кадров. Однако при необходимом уровне инвестиций в развитие предприятий возможно создание специализированных производств по строительству сооружений для освоения арктических месторождений.
«Наша компания участвует в трех тендерных процедурах, объявленных в рамках реализации Штокмановского проекта: создание и эксплуатация комплексной базы обеспечения совместно с ОАО «Архангельский морской торговый порт» и нанесение утяжеляющего бетонного покрытия на трубы большого диаметра в Архангельске», - рассказывают в «Межрегионтрубопроводстрое». В случае принятия положительного решения об участии в этом проекте предстоит создавать на свободных земельных участках вблизи Архангельска новую инфраструктуру. В частности, компания планирует построить в районе порта «Экономия» самый крупный в Европе завод по обетонированию труб, который будет в четыре раза мощнее производства, уже действующего на территории Архангельского торгового порта.
Архангельский транспортный узел уже сейчас является крупнейшей перевалочной базой для поставок, обеспечивающих крупные нефтегазовые проекты в Арктике и Сибири. В частности, через Архангельский морской торговый порт полным ходом идут поставки труб большого диаметра для подводного магистрального газопровода Бованенково - Ухта через Байдарацкую губу.
«Мы максимально сохранили позиции, имеющие отношение к Арктике, и готовы вновь стать центром развития российской Арктики. К середине 1980-х годов в Архангельске была создана транспортная система, включающая ледокольный, транспортный и технический флот, портовые терминалы, арктическую авиацию, систему слежения за судоходством, судостроительные и судоремонтные заводы, - вспоминает губернатор Архангельской области Илья Михальчук. - Именно этот комплекс обеспечивал бесперебойную работу по освоению арктического шельфа и грузоперевозок по Северному морскому пути». С тех пор сохранилась единая транспортная сеть, включающая автодороги, воздушные линии, железнодорожные пути и водные артерии. В регионе функционируют система портов, в том числе крупнейший погрузоразгрузочный район «Экономия» с современным контейнерным терминалом, а также Архангельская нефтебаза и нефтеналивной терминал. У нас есть суда усиленного ледового класса, мелкосидящие ледоколы, флот для проведения дноуглубительных работ и обеспечения выгрузки грузов на необорудованный берег. Действуют Архангельская гидробаза, которая проводит все необходимые работы в северо-западном секторе Арктики, базовый аэропорт для арктической авиации, есть все необходимое для ледовой разведки, имеется единственный парк тяжелых вертолетов «Ми-26». А самое бесценное, что мы сохранили, - люди. Тысячи специалистов прошли проверку в Арктике, накопив бесценный практический опыт».
И опять же - есть определенная конкуренция с Мурманской областью: там порт лучше - до 50 м глубиной, незамерзающий. Но Архангельск удобнее с точки зрения логистики. Кроме того, организация промежуточной базы на архипелаге Новая Земля ввиду его близости к месторождению (это ближайшая к Штокману сухопутная точка - всего 300 км) создает уникальную с точки зрения экономической эффективности и безопасности схему снабжения проекта всем необходимым.
Особое значение в Архангельске придают давно обсуждаемому проекту «Белкомур». Он станет еще интереснее в случае его осуществления синхронно со строительством нового глубоководного района Северный Архангельского порта грузооборотом порядка 28 млн тонн в год. Реализация планов по освоению арктических территорий предполагает масштабные работы по освоению углеводородных месторождений, что повлечет за собой значительное увеличение грузопотока в направлении северных портов.

Поделиться: