На первом заседании наблюдательного совета ПОЭЗ заместитель генерального директора ООО «Финансовый и организационный консалтинг» Александр Казаков представил Концепцию создания и развития особой портовой экономической зоны. Заказчиком концепции выступило Минэкономразвития Мурманской области.
«Мы достаточно подробно отрабатывали все вопросы на рабочих группах с местными и федеральными органами исполнительной власти, федеральными подведомственными учреждениями», - уточнил Александр Алексеевич.
Развитие ПОЭЗ обусловлено наличием потенциально заинтересованных резидентов.
Предпосылки создания зоны были экономические, транспортно-логистические, социальные и географические. Среди экономических: наличие потенциальных резидентов, финансирование развития инфраструктуры в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», существующая грузовая база порта, наличие квалифицированного персонала, исторически занятого в порту, земельных участков для размещения инвесторов в рамках первого этапа создания ПОЭЗ, потенциала для расширения видов деятельности в зоне путем обслуживания шельфовых проектов. А также - возможность развития рыбоперерабатывающего кластера на основе уже существующих производств, отход от исключительно сырьевой модели портов, наличие в порту производственно-технической базы для оказания всех необходимых видов услуг, благоприятный климат для ведения инвестиционной деятельности.
Транспортно-логистические предпосылки это - конкурентные преимущества порта Мурманск как удачной точки для экспортно-импортных операций со странами Северной и Западной Европы, Северной Америки, формирование конкурентоспособных транспортных схем для экспорта массовых сырьевых грузов с использованием крупнотоннажных транспортных судов до 300 000 DWT, необходимость создания базы для освоения арктических месторождений, возможность консолидации грузов в порту и их перераспределения путем каботажных перевозок в направлении Северных портов и портопунктов. А также - реализуемые проекты по строительству и модернизации Мурманского транспортного узла, планы РЖД по развитию дальних подходов к Мурманскому узлу, за рамками проекта МТУ.
К географическим предпосылкам отнесены - естественное географическое положение порта Мурманск (незамерзающая бухта, большие глубины, прямой выход на международные пути), потенциальная возможность развития туристической отрасли, пассажирского терминала и морского фасада Мурманска. К экологическим -необходимость улучшения экологической ситуации в городе, повышения благосостояния населения, прекращение оттока населения.
«Наша компания разрабатывала концепцию создания ПОЭЗ в порту Советской Гавани (Хабаровский край), и там остро стояли кадровые вопросы, - сравнил Александр Казаков. - В Мурманске таких проблем мы не видим. В ходе общения с представителями рыбоперерабатывающих предприятий Мурманской области выяснилось, что они очень заинтересованы в этом проекте. В частности - в расширении сырьевой базы, благодаря введению в порту Мурманск особого таможенного режима».
Специалист по консалтингу отметил, что в высокой степени готовности находятся проекты по добыче углеводородов на шельфе Баренцева моря. Существует потребность по их снабжению и обслуживанию, что логично вписалось бы в концепцию развития ПОЭЗ. Глубины порта Мурманск позволяют принимать суда дедвейтом до 300 тысяч тонн без проведения дорогостоящих дноуглубительных работ. Относительно близко находятся рынки сбыта экспортного сырья и Севморпуть. При развитии внешней инфраструктуры это позволит Мурманскому порту в среднесрочной перспективе претендовать на статус крупнейшего балкерного порта Европейской части РФ. Но и сегодня его место в морской транспортной системе России достаточно заметно. В 2010 году через терминалы порта Мурманск было перевалено 32,5 млн тонн, что составляет более 6% от суммарного грузооборота портов РФ. В структуре грузооборота наблюдается явный крен в сторону экспортных грузов - нефти и угля. Заметно присутствие минеральных удобрений и железорудного сырья. Многочисленные прогнозы роста российского грузооборота на период до 2030 года говорят о том, что он должен вырасти на 80%. А в Северном бассейне, к которому относится и порт Мурманск, грузооборот увеличится в 1,7 раза или в 2,5 раза - по разным сценариям.
Стратегия развития морской портовой инфраструктуры РФ отводит Мурманску в Северном бассейне роль основного балкерного порта для экспортных грузов. Причем сценарий резкого увеличения перевалки сухих грузов к 2030 году - до 60 млн тонн - связан с реализацией проекта «Белкомур» и выходом его на Мурманский и Архангельский порты. На эти порты выйдут экспортеры угля, руды, минеральных удобрений из регионов Урала и Западной Сибири. В этой связи для развития ПОЭЗ Мурманской области будет важно развитие железнодорожных подходов (что уже происходит в рамках реализации проекта МТУ).
«Необходимо создать двухпутное движение на протяжении всего участка от Волховстроя до Мурманска в среднесрочной перспективе и реализовать проект «Белкомур» с обязательным выходом на заполярную столицу до 2030 года - в долгосрочной перспективе, - считает Александр Казаков. - В ходе работы над концепцией был проведен глубокий детальный анализ потенциальной грузовой базы порта. Мы видим здесь перспективы создания первого в России специализированного терминала для работы с топливными пеллетами. По этой тематике выражают заинтересованность и иностранные инвесторы. Создание крупного контейнерного терминала в порту в среднесрочной перспективе, на наш взгляд, нецелесообразно. В сценарии умеренного развития небольшой контейнерный терминал мощностью 150 тысяч TEU (20-футовый эквивалент - условная единица измерения количественной стороны транспортных потоков, пропускной способности контейнерных терминалов или вместимости грузовых транспортных средств - Авт.) возможен и перспективен.
Необходимо остановиться на трёх факторах, которые могут оказать влияние на перспективы развития ПОЭЗ. Первый - перспективы освоения шельфа Баренцева моря. Начал освоения Штокмановского месторождения позволит создать в рамках ПОЭЗ базу обслуживания и снабжения шельфовых месторождений и значительно диверсифицировать направления деятельности ее резидентов. Уже сейчас есть потенциальные заинтересованные резиденты, в том числе иностранные компании, которые готовы развивать эти направления деятельности.
Второй фактор - проект «Белкомур». На наш взгляд, необходимо сфокусировать его развитие именно в направлении Мурманского порта, который в силу уникального географического положения имеет преимущества перед Архангельским. По нашим расчетам, если после строительства южного участка провести реконструкцию участка Обозерская-Беломорск - вместо строительства северного участка в направлении Архангельска, это может дать экономию более 30 млрд рублей и обеспечить реализацию заявок грузоотправителей в рамках проекта «Белкомур».
Третий фактор - развитие Семорпути. На наш взгляд, пока нет четкого представления о стоимости услуг ледокольной проводки, крайне сложно оценить его перспективы. Механизм финансирования ледовой проводки по СМП будет определен в будущем году, это позволит реально оценить перспективы развития этого сегмента грузовых перевозок.
В соответствии с техническим заданием нами разработано 3 сценария. Инерционный предполагает развитие ПОЭЗ с уже присутствующими в порту стивидорными компаниями с их реалистичными планами развития. Сценарным допущением является реализация дополнительных рисков. Сценарий умеренного развития предусматривает задействие полного спектра присутствующих и готовых к сотрудничеству компаний. Он предполагает строительство небольшого контейнерного терминала на 150 тысяч TEU, развитие транспортно-энергетической инфраструктуры. Однако сценарий предполагает недостаток готовых площадей для резидентов и ряд нерешенных проблем в сфере законодательства.
Сценарий перспективный предполагает ряд позитивных сдвигов в сфере законодательства, развитие сырьевой базы, оптимизацию земельных участков в ПОЭЗ. Основным отличием является перенос нефтяного терминала на резервную территорию в район Кулонги. Освободившаяся территория в районе Лавны позволит разместить там крупные балкерные терминалы, которые будут обеспечены внешним железнодорожным подходом. Что позволит увеличить суммарный грузооборот ПОЭЗ.
Сценарий умеренного развития нам представляется наиболее реалистичным. К 2030 году показатели грузооборота должны достигнуть почти 60 млн тонн, по переработке рыбопродукции - более 50 тысяч тонн в год, что даст ежегодные отчисления в бюджеты всех уровней почти в 9 млрд рублей, из них 71% - в бюджет Мурманской области. По этому сценарию в регионе будет создано почти 4 тысячи рабочих мест, добавленная стоимость во внутренний региональный продукт мурманской области по сценарию умеренного развития к 2030 году превысит 50 млрд рублей».

Поделиться: