15:5230.11.11

Для ПОЭЗ Мурманской области нужна управляющая компания высокого международного уровня, типа сингапурской «Джеронг», Вадим Третьяков

Для ПОЭЗ Мурманской области нужна управляющая компания высокого международного уровня, типа сингапурской «Джеронг», Вадим Третьяков

Как мы уже сообщали, на первом заседании наблюдательного совета ПОЭЗ заместитель генерального директора ООО «Финансовый и организационный консалтинг» Александр Казаков представил Концепцию создания и развития особой портовой экономической зоны. 
- Вы полностью согласны с теми выводами по ПОЭЗ, которые сделали специалисты ООО «Финансовый и организационный консалтинг»? - поинтересовался губернатор Дмитрий Дмитриенко у Сергея Агаркова, регионального министра экономического развития.
- Мы неоднократно встречались с заинтересованными лицами, в том числе с представителями потенциальных резидентов, - напомнил Сергей Анатольевич. - Нами были высказаны сомнения с точки зрения развития экспорта угля. Но в целом серьезных замечаний к разработчикам концепции нет. Наши соображения уже нашли отражение в представленном документе. Сегодняшняя редакция концепции - это золотая середина между поляризованными мнениями заинтересованных участников, которые «в теме».
- Мы согласовали эту концепцию, - сказал Вадим Третьяков, заместитель директора департамента Минэкономразвития России. - Для старта - это нормально. Все коррективы будут внесены по ходу появления качественных, знаковых резидентов ПОЭЗ, для которых такие зоны и создаются. Придет резидент, станет диктовать (отчасти) свои условия, а мы под них будем подстраиваться.
- Но у нас смешанная ситуация, - напомнил губернатор, - greenfield - на том берегу Кольского залива (greenfield project - проект, предусматривающий новое строительство, осуществляемый с нуля, brownfields - существующий, старый объект, мощности, площадка. - Авт.)  А на этом brownfields сосредоточены в основном объекты рыбного хозяйства, специфические с точки зрения договороспособности. Хотелось бы понять, в каком направлении будет меняться законодательство - с позиции гармонизации с особенностями территорий. Я понимаю, что Минэкономразвития стоит на стороне экономических мер, но жизнь показала, что решать вопросы только с учетом этого момента достаточно сложно. Предусматриваются меры административно-государственного воздействия?
- Дело в том, что 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» корректировался уже четыре раза, - сказал Вадим Третьяков. - Последняя корректировка вступит в силу 10 декабря. Все изменения вносятся с учетом предложений субъекта и резидентов. Это касается и новых поправок по зачету земель, находящихся в собственности.
- В регионе есть специфическая особенность под названием «незаходные суда», - поднял застаревшую проблему глава региона. - С одной стороны при заходе в порт Мурманск пересекается граница РФ, с другой - если причальное сооружение находится на территории ПОЭЗ, то формально таможенная территория не пересекается. В этом случае не требуется уплата таможенных пошлин. В Мурманском регионе - это давняя проблема. С одной стороны - законодатель поставил норму, под которую подпадают российские незаходные суда, чтобы стимулировать судоремонт. С другой - поскольку сегодня российский судоремонт существует только на бумаге, большинство добывающих компаний строят суда и ремонтируют за пределами РФ. И 1 раз в 2 года в регионе начинается истерика, через центр лоббируются определенные решения по заходу незаходных судов. Им дается возможность без уплаты налогов войти в родной порт. Туда заходят, но не все, поэтому примерно через 2 года история повторятся. Если мы раз и навсегда разрешим незаходным судам приходить в ПОЭЗ без пошлин, то сможем убить двух зайцев. Во-первых, судовладельцы прекратят обращаться в правительство, во-вторых, будет стимулироваться хозяйственная деятельность в портовой зоне. Я предлагаю собрать совещание под руководством министра МЭР или его зама, чтобы подготовить трактовку. Либо подготовить соответствующее изменение в законодательство. Эта проблема для Дальнего Востока столь же актуальна, как и для Севера России. Следующий этап - рыбные грузы и переработка. Часть рыбного сырья для предприятий береговой переработки добывается российскими судами, другая часть покупается. В той же Норвегии. Причем переработанная рыба в виде продукции увозится обратно в Норвегию, а оттуда - дальше, в ЕС. А если рыбопереработка будет производиться на территории ПОЭЗ, то рыба сразу бы поступала, перерабатывалась и сразу же доставлялась по месту назначения. Это тоже бы стимулировало резидентов. Как бы мы себя не тешили, основными потребителями рыбопродукции являются зарубежные страны. И даже та рыба, что поступает на территорию Мурманской области, все равно перерабатывается и увозится в другие страны. Я хотел бы, чтобы в проекте решения НС это было зафиксировано.
Еще момент, сейчас по закону о морских портах его территория и акватория должна быть единой, неделимой. Сейчас в Мурманской области строится порт в Териберке. Если бы его и порт Мурманск можно было объединить, то мы бы автоматически получили серьезного оператора с понятным грузопотоком. Для него это тоже важно, потому что проект ПОЭЗ очень тяжелый с точки зрения экономики. Сейчас встает вопрос об особом законе, по аналогии с Ямалом, который будет приниматься в декабре. Мы предлагали МЭР РФ создать здесь особую промышленно-производственную зону. Если мы говорим о создании особого режима, то в регион пришли серьезные инвесторы, связанные с рыборазведением, объемы заявлены сумасшедшие. Нужно отдельное решение. Проекты на Крайнем Севере всегда были государственными, потому что экономика - очень затратна. Любые механизмы, которые могут облегчить участь инвестора, приветствуются. Я слышал в одном из выступлений главы МЭР, что объем НДФЛ в 2011 году будет равен всему российскому бюджету 2000 года. Зачем нам терзать инвесторов, если они будут создавать высокооплачиваемые рабочие места и тем самым пополнять бюджет?
- Мы сейчас наладили взаимодействие с ФТС (Федеральная таможенная служба), - пояснил Вадим Третьяков. - Пытаемся создать рабочую группу, потому что много вопросов звучит в адрес таможни, многие из которых станут корректироваться в связи с вступлением России в ВТО. Будут вводиться ограничения по ряду компаний, не производящих автокомпонентов, по проценту локализации, которые получают сейчас таможенные льготы. Часть льгот будет отменена. Все вопросы готовы поднять в рабочем порядке.
- Есть разные позиции таможенников и пограничников, - сказал губернатор. - Наверное, придется вводить специальный регламент, потому что они диаметрально противоположны. Иначе будут проблемы с резидентами.
- В концепции говорилось о нерешенном на сегодняшний день вопросе о тарифах за ледокольную проводку, - вступил в разговор приглашенный на наблюдательный совет советник генерального директора ФГУП «Росморпорт» Вячеслав Шаров. - Если с 2012 года начнется строительство 3-х новейших современных ледоколов огромной стоимости, то вопрос с проводкой будет решен.
- Я бы не был так оптимистичен, - возразил глава региона.
- Ситуация меняется на глазах, - не сдавался Вячеслав Александрович. - Этим вопросом занимается ФСТ (Федеральная служба по тарифам).
- Пока там согласились с идеей как бы двуставочного тарифа, который сейчас действует, - пояснил губернатор. - Условно говоря, мощность и услуга.
- ПОЭЗ - новый формат управления, - напомнил Вячеслав Шаров. - Сейчас, чтобы активизировать деятельность портовой зоны, нужен специальный рабочий орган, которого не хватает.
- У нас двоевластие, - пояснил Дмитрий Дмитриенко. - Существует управляющая структура по Мурманскому транспортному узлу. Надо понимать, что она доживает свое время. Пока 3 базовых игрока ПОЭЗ не определятся (а они обещали это сделать в декабре 2011 года), создание какого бы то ни было рабочего органа бессмысленно, потому что «паровозами» могут быть только они. Рассчитывать на то, что бы игроки, находящиеся на этом берегу Кольского залива сколько-нибудь серьезно отнесутся к этому вопросу, не приходится. Надеюсь, что до конца года станет понятно: кто акционеры, что и как будем развивать, куда что движется. И проектные ведутся работы, и земельные, но точка во всей истории не поставлена.
- Нужна специальная компания, управляющая ПОЭЗ, - считает Вадим Третьяков. - Более того, если какая-то компания объявится, то предложу ей вас взять с удовольствием. В Пскове такая компания уже работает, пока - над созданием производственно-промышленной зоны. Это международная управляющая компания «Джеронг» из Сингапура. Всего качественных управляющих компаний подобного уровня по всему миру насчитывается не более пяти. Можно отдать им в управление не всю ПОЭЗ, а ее часть. «Джеронг» сама привлекает средства, это делается для того, чтобы избежать использования федеральных денег. Кроме Хабаровской в России есть только одна реальная портовая зона - Мурманская.

Поделиться: