Как мы уже сообщали, сегодня глава Мурманской области Дмитрий Дмитриенко провел встречу с рыбопромышленниками Северного бассейна.
- Проблем у нас много всегда, - констатировал Дмитрий Владимирович. - Одни - сложившиеся исторически, другие - новые, появляющиеся. Я как член правительственной комиссии по рыбохозяйственной деятельности и правительственной комиссии по Шпицбергену знаю о проблемах не понаслышке. Общался в Москве с министрами, федеральными чиновниками по вопросам портовой зоны (ПОЭЗ - особая портовая экономическая зона. - Авт.). Появляется потенциальная возможность ввести в Мурманский порт, на территорию ПОЭЗ, незаходные рыбопромышленные суда без уплаты таможенных пошлин и НДС. Возможно, эта мера будет рассмотрена как стимулирующая развитие рыбохозяйственного комплекса. Во время приезда в Мурманск полпреда президента Николая Винниченко, как вы помните, мы обсуждали вопрос по вхождению относительно новых мурманских траулеров во второй реестр судов. Я докладываю, что траулеры, с начала 10 года постройки, имеют право находиться во втором реестре Российского регистра судоходства. Несмотря на то, что в рамках этого реестра компания-судовладелец освобождается от платежей за экипаж, особенно в пенсионный и другие социальные фонды, эти фонды все равно наполняются. Компенсация осуществляется из федерального бюджета. То есть люди и экипаж не страдают. Рыбаки, приписанные к судам второго реестра, имеют возможность больше получать зарплату, но при этом их пенсионные накопления наращиваются. Заложен уникальный механизм, которым нужно пользоваться. Если эти два момента рассматривать, то проблема незаходных судов должна уйти. С третьей стороны - видимо, будет определенное ужесточение законодательства. Законодатель, когда принимал решение о пошлине и НДС для судов, строящихся и реконструируемых за рубежом, имел в виду поддержку отечественной и судоремонтной промышленности. Тут надо всегда смотреть, соблюден ли некий баланс. Государство дает рыбопромышленнику возможность максимально реализовать его потребности, но и накладывает на него обязанности. Мне все детали знакомы, поэтому, давайте обсуждать вопросы без ненужного лукавства.
Ирина Мокерова, председатель Союза судоремонтных предприятий Мурманской области, подняла больную для всех присутствующих тему строительства судов:
- Если говорить о работе рыбопромышленников с российскими верфями, то тут есть определенные проблемы. Если мы будем строить средние и крупнотоннажные суда, то в первую очередь столкнемся с вопросами: поставки оборудования, которое на территории РФ не производится, возможностью для размещения корпусов для судов - всего 11 стапельных мест на территориях заводов, - нежеланием судостроителей взять такой заказ, поскольку это будет совершенно новое для них дело. Первое рыболовное судно станет головным, со всеми вытекающими отсюда последствиям по срокам и деньгам.
- Но вы же не боитесь трудностей? - подбодрил Дмитрий Дмитриенко. - Государство выделило рыбакам квоту на 10 лет, имея в виду, что вы будете нести социальную ответственность. Вы же не платили за квоту? Нефтяники, газовики платят НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), а рыбаки не платят ничего за свою долю. Главным аргументом бесплатной квоты было ваше заявление о развитии отечественного флота. Государство пошло рыбакам навстречу, но вы стали просить компенсацию на топливо, на все, что угодно.
- Сегодня главная проблема, которая стоит перед заказчиком и судостроителем, - отсутствие нормального финансового инструмента, - высказала точку зрения рыбопромышленников Ирина Вадимовна. - Условия кредитования и лизинга у нас хуже, чем на западе.
- С другой стороны - есть субсидирование ставок по кредитам, - не согласился глава региона. - Мы говорили, что две трети кредитной ставки готово субсидировать государство в лице Росрыболовства. Если бы вы показали нормальный проект с увеличением доходной базы, то еще одну треть ставки мы могли бы взять на субъект. Фактически деньги достанутся вам бесплатно. Утерян опыт строительства - это правда.
- Для лизинга и кредита необходимо заложить основные средства, которых не хватает, - пояснила Ирина Мокерова.
- Федеральная лизинговая компания не требует залога, - настаивал на своей правоте Дмитрий Владимирович. - Там позиция проста: они собственники строящегося объекта, а вы лизинговыми платежами его выкупаете.
- На прошлой неделе в Росрыболовстве у нас прошла встреча с компанией «Сбербанк-лизинг», - сообщила рыбопромышленник. - К сожалению, они требуют залог на момент заключения договора. Лизингом в той форме, в которой он сегодня существует в России, нам проблему строительства новых судов на отечественных верфях не решить. На Северном бассейне мы поставили задачу: исследовать, сколько потребуется построить крупнотоннажных и среднетоннажных судов для работы. Заказали Институту экономических проблем КНЦ РАН исследования возможности введения «квот под киль». Выяснилось, что новые суда сейчас не нужны, все квоты бассейна может облавливать ОАО «Мурманский траловый флот» своими обновленными судами.
- Естественно, раньше мы ловили во всем Мировом океане, а сейчас ужались до Баренцева моря, - согласился губернатор. - Конечно, есть переизбыток мощностей. Речь идет о том, что нужно строить современные высокоэффективные суда, затраты на работу которых у судовладельцев будут меньше. В 2008 году, когда давали квоты на 10 лет, рыбопромышленники обещали, что будут обновлять флот. Но за прошедшие годы так ничего и не построено.
- У «Робинзона» будет спущено 1 судно на воду весной будущего года, - сообщила Ирина Мокерова.
- Как вы будете давать очередные обещания без исполнения предыдущих? - поинтересовался глава региона. - Государство вам сделало навстречу шаг, когда вы сделаете ответный - будет диалог. А если игра в одну калитку, то ничего хорошего не ждите.

Поделиться: