09:2106.12.11

Промышленности России нужен новый курс

Промышленности России нужен новый курс

Однобокость российской экономики - следствие её нефтегазового богатства. На деле это обернулось западней: поток «легких» нефтяных денег заставил власти забыть о том, что страна унаследовала от СССР развитое машиностроение, которое в новых условиях требует государственной помощи. Но способно ли правительство не только услышать голос промышленников, но и ответить на их требования адекватными мерами поддержки? Станет ли Россия вновь крупным производителем, а главное - экспортером промышленной продукции?
Об этом шла речь на заседании комитета ТПП РФ по промышленному развитию (фото). Тон заседанию задал его председатель, заместитель генерального директора НПК «Уралвагонзавод» Валерий Платонов. Экономика, в которой более 50% ВВП создается в сырьевом секторе, очень уязвима, и это наглядно показали события, вызванные мировым кризисом, сказал он. Россия сравнительно несильно пострадала от финансовых потрясений на западных рынках. Но когда стали снижаться цены на сырьевые товары, это ощутимо ударило по экономике. «Мы получили большой и болезненный спад, потому что помимо ипотечного кризиса мы получили сырьевой», - подчеркнул глава комитета.
После этого правительство выделило значительные ресурсы для обрабатывающих отраслей, которые позволяли поддержать деятельность предприятия за счет госгарантий, субсидирования процентных ставок, увеличения госзаказа. Но эти меры ручного управления не означали отход от сырьевого перекоса.
На недавнем расширенном заседании правления ТПП РФ глава правительства Владимир Путин поддержал предложения о стимулировании обрабатывающих отраслей. Поэтому задача комитета - обсудить, что государство может сделать для развития обрабатывающих отраслей промышленности, а затем от имени ТПП РФ направить свои предложения в законодательные и исполнительные органы власти, сказал Валерий Платонов
Многие предложения уже звучали. В частности, снижение размера облагаемой налогом прибыли на величину средств, направленных на развитие и обновление основных фондов. Кроме того, государство должно субсидировать ставки по кредитам, которые идут на перевооружение производства и на инновационное развитие. Такая практика есть, но пока это единичные случаи. Государство и местные власти могли бы также активнее использовать бюджетные средства для развития инфраструктуры, особенно при реализации инвестиционных проектов.
Отдельно стоят вопросы таможенного регулирования. Предстоящее вступление в ВТО привело к тому, что в таможенной политике возникли серьезные перекосы. Многие пошлины практически обнулены, другие вызывают недоумение. По некоторым группам товаров ввозная пошлина на конечную продукцию оказалась ниже, чем пошлины на комплектующие. Это лишает смысла импорт комплектующих для организации производства на нашей территории. «Вступление в ВТО не значит, что мы все должны раскрыть и отдать на волю волн», - подчеркнул глава комитета.
Но главное - начать использовать нетарифные методы защиты отечественного производителя. В Европе никто не поднимает пошлины на продукцию машиностроения. Но когда на деньги Евросоюза реализуется крупный проект, разрешается закупать только ту технику, которая произведена в ЕС.
За последние годы конкурентоспособность такой важной отрасли, как котлостроение, заметно снизилась. Как отметил в своем выступлении зампред комитета, президент и председатель совета директоров группы компаний «ЭМАльянс»Тимур Авдеенко, даже на цели НИОКР объем средств, которые могли предоставить сами частные собственники, был, безусловно, недостаточным.
Компенсировать отставание можно было бы за счет передачи технологий, но для этого нужна правовая среда, взвешенный набор мер тарифного и нетарифного регулирования, который бы стимулировал западного производителя открывать производство на территории России.
Другими словами, нужен закон о локализации продукции, который запрещал бы ввоз тех образцов иностранной техники, аналоги которой уже производятся в России. Наряду с этим он должен предоставлять ценовые преференции при аналогичных показателях российским производителям, а иностранные компании, которые осуществляют в России локализацию, получали бы льготы.
Много нового несет Единое таможенное пространство. Предстоит снижение таможенных пошлин с 15 до 7,5%, но при этом на комплектующие, в частности трубы, размер пошлин может сохраниться. В результате импортная продукция автоматически получит преференции. В других отраслях существуют похожие опасения, сказал Тимур Авдеенко.
Государству также следует поощрять опытно-конструкторскую деятельность. «Сегодня мы не можем вкладывать средства в НИОКР, так как в отрасли возник разрыв между производителем и заказчиком», отметил глава «ЭМАльянса». К примеру, трудно определить эффективность новых технологических решений без постройки опытного образца, а он может обойтись в сотни миллионов долларов. В мире этот процесс финансируют заказчик и производитель при участии государства. Заказчик тоже должен иметь льготы, если он использует отечественный образец. Действующий закон предусматривает 50-процентную скидку на налог по значимым проектам, однако порядка определения, что является «значимым проектом», не существует.
В ходе заседания звучали и другие мнения. Так, вице-президент НК «Объединение вагоностроителей» Василий Варенов заявил, что наше внутреннее законодательство позволяет довольно эффективно и четко защищать внутренний рынок. Сейчас есть и таможенно-тарифное регулирование, и возможность принятия классификационных решений при определении размера пошлин на ввозимое оборудование. «Это все работает достаточно давно. Вопрос в том, насколько эффективно этим умеют пользоваться», - подчеркнул он.
Вступление в ВТО, считает он, никоим образом не влияет на внутреннюю политику государства в области защиты своих производителей. Вся проблема в том, что с этим нужно правильно работать.
Тем не менее, таможенно-тарифному регулированию следует уделять более серьезное внимание. Он предложил создать в рамках комитета по промышленному развитию особый подкомитет по таможенно-тарифной политике. «Этому подкомитету надо поставить четкие задачи, которые нас интересуют», - заявил Василий Варенов.
С появлением Таможенного союза вопросы тарифного регулирования стали еще более запутанными. Председатель подкомитета ТПП РФ по развитию упаковочной индустрии, исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков Александр Бойко сообщил, что это регулирование нарушает провозглашенный Минэкономразвития принцип о том, что условия ввоза сырья и изделий из него не должны отличаться в невыгодную сторону. А сегодня упаковщики покупают сырье с 15-процентной пошлиной, а изделия продаются с 5-процентной пошлиной. Этот парадокс существуют уже несколько лет. При вступлении в ВТО пошлины снизятся, но парадокс сохранится: в конце переходного периода на сырье будет установлена пошлина в 10%, а на изделия - 5%.
Но что более важно: с созданием Таможенного союза эти пошлины нанесли ущерб всем участникам: и России, и Казахстану, и Белоруссии. А в выигрыше остались те государства СНГ, в которых изначально были нулевые пошлины: Украина, Киргизия, Узбекистан. «Поэтому идея о создании органа, который занимался бы таможенными пошлинами, как никогда актуальна и полезна», - считает Александр Бойко.
О важности изменения таможенной политики говорил и генеральный директор рязанского кожевенного завода «Русская кожа» Александр Рольгейзер. По его мнению, надо усилить роль отраслевых союзов и ассоциаций, которые бы ставили перед правительством вопросы совершенствования таможенного и тарифного регулирования.
Важно также добиться упрощения бухгалтерской отчетности. «У нас декларация по налогам - 50 листов, а в Англии - одна страница. Контроль в нашем, российском исполнении жулики обходят с элегантностью, - сказал он. - Все, что мы усложняем, создает питательную почву для жуликов, а для нормальных легальных компаний это невозможный труд».
Участники заседания также обратили внимание на важность субсидирования участия российских представителей в выставках. Эта практика широко применяется в развитых странах, и это помогает небольшим производителям пробиться на внешний рынок.
Был поднят также вопрос о патентовании российских изобретений, что зачастую недоступно из-за дороговизны этого мероприятия. Поэтому следует освободить от уплаты патентных пошлин российских заявителей, если авторами этих решений становятся российские компании и российские граждане-резиденты.
Подводя итог дискуссии, глава комитета Валерий Платонов отметил конструктивность высказанных предложений, а также обратил внимание на важность предложения о создании подкомитета по таможенно-тарифному регулированию, сообщает «ТПП-Информ».

Поделиться: