14:2206.12.11

Службы кредитных рейтингов «Standard & Poor's»: новому правительству России будет труднее проводить радикальные реформы, если оно захочет это делать

Службы кредитных рейтингов «Standard & Poor's»: новому правительству России будет труднее проводить радикальные реформы, если оно захочет это делать

По мнению Службы кредитных рейтингов «Standard & Poor's», результаты всеобщих выборов в Государственную Думу Российской Федерации, состоявшихся 4 декабря, обеспечивают правительству страны устойчивое большинство в Государственной Думе. Однако утрата «Единой Россией» конституционного большинства означает для правительства уменьшение пространства для маневра. Вместе с тем агентство считает, что ещё большее значение с точки зрения перспектив российских реформ и фискальной политики имеет степень готовности будущей администрации к реформированию страны.
«Мы считаем, что получение «Единой Россией» абсолютного большинства мест обеспечит новому правительству стабильную поддержку парламентского большинства, - отмечается в сообщении «S&P». - Однако утрата конституционного большинства позволяет предположить, что новому правительству будет труднее проводить радикальные реформы, если оно захочет это делать. Мы считаем, что после президентских выборов в марте 2012 года президентом России с высокой вероятностью станет Владимир Путин, который возглавлял страну с 2000-го до 2008 года. В этом смысле преемственность политики будет, как мы ожидаем, в целом сохранена».
Однако, отмечается в сообщении, политические проблемы, которые встанут перед новым правительством и следующим президентом России, потенциально сложнее, чем в 2008 г., - в начале президентского срока Дмитрия Медведева. В тот период в России еще продолжался интенсивный экономический рост, государственный бюджет исполнялся с большим профицитом, а активы правительства намного превышали объем обязательств. В настоящее время препятствия, тормозящие дальнейший рост страны и связанные со структурными недостатками экономики, условиями ведения бизнеса, слабой внутренней конкуренцией, неудовлетворительным состоянием производственной инфраструктуры, более ощутимы, чем до кризиса, на фоне повышательной тенденции мирового экономического развития. В результате резкого увеличения расходов в рамках антициклической бюджетной политики, проводившейся во время финансового кризиса, Россия утратила позицию нетто-кредитора. Можно предположить, что в 2011 году расширенному правительству страны удастся сохранить сбалансированный бюджет благодаря высоким ценам на нефть, но исправить ухудшившийся в последние три года баланс «ненефтяного» бюджета в 2012 года вряд ли удастся.
«Мы предполагаем, что в ближайшие годы государственный бюджет России в целом будет исполняться с дефицитом по причине, в частности, экономического спада в Европе, который затронет российскую экономику в 2012 году, - считают эксперты агентства. - Негативные для России последствия может вызвать и мировая экономическая рецессия - если её влияние на нефтяные цены окажется более значительным, чем мы ожидаем. С нашей точки зрения, итоги выборов обеспечивают правительству достаточную поддержку для проведения реформ, необходимых для решения указанных выше проблем, - особенно если исход президентских выборов окажется таким, каким мы его ожидаем. Однако ключевым для нас остается вопрос о том, найдется ли у правительства и президента России политическая воля для проведения этих потенциально непопулярных реформ».

Поделиться: